РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ключевые установки и действия повышения учебной мотивации на уроках истории.

Ключевые установки и действия повышения учебной мотивации на уроках истории.

Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. 

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

Мотивация является многофакторным явлением, поэтому на её уровень влияют самые различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

К факторам, препятствующим развитию мотивации, относятся отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов; расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем; отношение к интеллектуальной собственности, пропаганда гламурного образа жизни, так широко и в красках рекламируемого телевидением и в сети Интернет. Сильнейшим фактором, препятствующим развитию мотивации, для подростка может являться также принятый в семье стиль воспитания, когда родители решают все вопросы за своего ребёнка, не давая ему возможности проявить инициативу в принятии решений; или напротив родители занимаются зарабатыванием денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий. В обеих ситуациях, выбранная родителями позиция, не способствует развитию мотивации и приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам.

Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями

Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. 

Среди основных современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • создание ситуации успеха
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • нестандартные формы проведения урока
  • гибкая система поощрения и порицания
  • использование игровых технологий
  • использование информационных технологий
Использование игровых технологий

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результатах обучения.

Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника, а особенно, на мой взгляд, на уроках истории. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. 

На мой взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ:

  • Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их.
  • Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей.
  • Целесообразно поводить игровые уроки объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того это дает возможность высказываться нерешительным ученикам.
  • Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении.
Для учащихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.

Вывод: использование игровых моментов делает урок более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для учащихся, что позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Это очень важно не только для развития современного образования, но и для развития страны в целом, в силу тех сложных задач, которые необходимо решить в ближайшее время.

1. Использование информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Использование ИТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Оживляет уроки по теме «Вторая мировая война» демонстрация кадров документального фильма «От Кремля до Рейхстага»

Применяю ИТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

Так, в старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.
Таким образом, для развития у учащихся познавательной устойчивой мотивации учения учителю необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
Описанные в данной статье установки и действия позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.
Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути и действия в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся.

Литература:
1. Г. А. Кулагина. Сто игр по истории, М., 1983 год.
2. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения, М., «Просвещение», 1990 год.
3. Е. М. Минкин. От игры к знаниям, М., 2000 год.
4. Н. Х. Розов. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика, 2005, № 6.

Коровкина Любовь Владимировна16.08.2013 40550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar