РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Заучивание наизусть

Заучивание наизусть
Заучивание наизусть (эксперимент V класс) 

Каждый учитель литературы сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если и память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?

Я применяю на практике свой метод тренировки и развития образного мышления, используя его только в V классе и изредка (в зависимости от сложности заучиваемого текста) –VI Работы, проведённой в 5 классе, достаточно для того, чтобы в старших классах не было затруднений при заучивании текстов

Условно мы с детьми называем такую работу «построчным рисованием стихотворения». Строго «рисованием» это назвать нельзя, только условно применяем этот термин, так как получаем не собственно рисунок, а изображение (оно может быть приблизительным, знаковым) того образа, который складывается в голове ученика. Это может быть и сюжетный рисунок, и условное изображение отдельных элементов предметов, о которых идёт речь в той или иной строке стихотворения, то есть любой образ, который помогает школьнику понять и запомнить именно эту строчку стихотворения.

Прежде всего, ученики должны услышать выразительное чтение стихотворения учителем. А уже затем мы с пятиклассниками начинаем «работу - игру»: выясняем, из скольких строф и стихов состоит стихотворение, предназначенное для заучивания наизусть.

Например, если в стихотворении три строфы, то лист альбома или тетради делится на три равные полосы, каждая из которых – одна строфа. Затем выясняем, сколько в каждой из строф строчек или стихов. К примеру, в каждой строфе по четыре стиха, тогда каждая из полу строф делится на четыре равные части. Таким образом, наш лист оказывается разделённым на двенадцать клеток, каждая из которых – отдельная строка данного стихотворения. Эта заготовка для нашей дальнейшей работы, а затем начинается самое интересное для детей: создание образов и их изображение, нанесение их на бумагу – в «клеточки»: прочитывается строка – заполняется клеточка. Эта работа нравится практически каждому пятикласснику, так как здесь не предъявляются те требования, соблюдение которых необходимо на уроках изобразительного искусства. Сразу договариваемся, что будем учиться наносить на бумагу любой рисунок, элемент или значок, который помог бы, затем восстановить в памяти необходимую строчку из стихотворения. При этом обязательна словарная работа: объяснение лексического значения незнакомых слов, подбор слов – синонимов к устаревшим и малоупотребительным словам.

Ребята в V классе воспринимают «рисование стихотворения» как игру. Их зарисовки часто носят юмористический характер, что вызывает дополнительные эмоции, которые способствуют лучшему запоминанию текстов. Многие ученики выполняют эту работу в цвете, а некоторые в графике, используя цвет только по необходимости. Допускается любой вариант. Важно, чтобы сам ребёнок затем смог прочитать свой рисунок, восстанавливая в памяти всё стихотворение.

Сразу же по окончании рисования мы проводим эксперимент: несколько человек пробуют восстановить текст стихотворения дословно по собственным рисункам. Нужно отметить, что даже при первом опыте такой работы у многих учеников не вызывает затруднений «чтение» собственных рисунков.

Практика показала, что 3/4, а то и больше учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу обучения в V классе практически каждому ребёнку достаточно 10 - 12 минут для заучивания стихотворения из 3 - 4 строф.

Справедливости ради нужно отметить, что этот метод – только часть той работы, которую я провожу в 5 классе для улучшения и развития памяти. Помогают достижению этой цели и другие формы работы (не только на уроках литературы, но обязательно и на уроках русского языка): эта и система зрительных диктантов, и преподавание теории на печатной основе, свободные диктанты, чтение в парах, рисование метафор и др. Все приёмы работы дают неплохой результат: ребята быстрее схватывают, легко запоминают тексты, умеют создавать образы, поэтому хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, то есть легче выполняют те виды работ, где требуется что – либо запоминать и восстанавливать по памяти.

Бочарова Елена Федоровна25.08.2013 18611 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

в армии вскользь познакомился с азбукой Морзе
радисты не учат точки-тире, они учат напевы
Б баа-ки-те-кут − · · ·
С си-ни-е · · ·
О оо-коо-лоо − − −
и вспомнил, что частенько в школе учил стихи напевая
avatar