РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 355 Московского района
г. Санкт-Петербурга
учитель биологии ГБОУ СОШ № 355
Бубновская Т.В.


В современном мире возрастает актуальность экологических знаний. Негативные последствия антропогенного влияния становятся очевидны: загрязнение окружающей среды промышленными отходами, нехватка питьевой воды, опустынивание некоторых территорий, изменение климата…

Осознание того, что человек является неотъемлемой частью природы, что от разумного отношения к природе зависит не только физическое, но и психологическое здоровье людей характеризует современное общество. Нарушение гармоничных отношений человека и природы приводит к увеличению стрессов, нарастанию равнодушия и агрессии и, как следствие, к увеличению заболеваний.

Экологическое образование и воспитание являются составной частью духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Целью экологического образования является развитие экологической культуры поведения учащихся, формирование ответственного и бережного отношения к природе.

Перед учителями биологии стоят следующие задачи:

  1. Дать представление учащимся о современных проблемах окружающей среды;
  2. Развить критическое отношение к результатам деятельности человека;
  3. Научить анализировать собственное поведение в природе, формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.
В решении этих задач учитель опирается на основные принципы экологического образования:
  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязи окружающего мира;
  • Принцип непрерывности обучения, дающий возможность использовать возможности каждого возрастного периода;
  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
  • Принцип нравственности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

Существует три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа - тесно связана с приобщением учащихся к чтению и составлению рефератов научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, с осуществлением проектной деятельности, оформлением результатов работы в виде презентаций.

Групповая и массовая внеклассная работа обычно осуществляется в кружке, научно-экологическом обществе, и ее успех зависит от сочетания деятельности учащихся в стенах школы и изучения ими природной среды во внеурочное время.
В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевают приемами коммуникативной культуры. Конференции способствуют привлечению учащихся не только к подготовке рефератов и презентаций, но и к экспериментальной работе и личным наблюдениям в природе. Только сочетание всех типов внеклассной работы позволяет решить задачи, стоящие перед учителем.

В рамках традиционной Недели биологии я обычно провожу игры по станциям для учащихся начальной школы, для возрастных категорий 5-6 и 7-8 классов. Используя материал, накопленный за несколько лет, я могу варьировать вопросы, корректируя уровень их сложности, вводить игровые моменты, могу использовать материал для проведения викторин или брейн-рингов, привлекать старшеклассников, которые проводят беседы, викторины, являются ведущими станций. Это позволяет расширить кругозор и тех ребят, которые непосредственно играют, и тех, кто готовит материал к игре. Это стимулирует активность в добывании новых знаний, приобщает к творчеству, формирует гражданскую позицию учащихся по отношению к природе, окружающему миру. Практика показывает, что желание участвовать в подготовке и проведении игры проявляют не только успешные ученики, но и слабые. А это позволяет им повысить самооценку, почувствовать свою значимость, что в подростковом возрасте очень важно. Как правило, эти ученики потом и на уроках проявляют большую активность.

Подготовка к игре заключается в определении участников игры – играет ли команда или участвует класс целиком, выбирается капитан команды, название, девиз, оформляется эмблема или продумываются элементы костюма (например, одинаковые галстуки, шарфики, кепки или футболки и т.д.). Затем в определенный день и час команды собираются в актовом зале. Желательно для создания эмоционального настроя включить музыку. Когда все команды в сборе, я говорю о цели сбора и выдаю маршрутные листы, которые подготавливаю предварительно сама или поручаю ведущим станции. 

Маршрутный лист содержит:

  1. Название команды
  2. Маршрут движения
  3. Время нахождения на станции
  4. Количество баллов
  5. Отметку о лучших, наиболее активных учащихся
  6. Дополнительные баллы
  7. Место, занятое командой
Маршрутный лист может быть оформлен в виде какого-либо биологического объекта (грибок, цветок, гномик, бабочка, жучок, листок и т.п.) и может отражать связь с названием команды или быть общим по стилю для всех команд.

На станциях учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы. За правильный ответ ставится 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла. Можно использовать жетоны, заготовленные заранее (например, небольшие открытки или фрагменты), благодаря которым затем легче будет подводить итоги и выделять лучших игроков.

Если правильного ответа на вопрос не последовало, ведущие сами дают ответ с комментариями. Это позволяет и участникам, и ведущим пополнить свои знания.

По окончании игры команды собираются в актовом зале и, пока жюри (ведущие станции старшеклассники) подводит итоги, можно провести песенную кольцовку. Например, команда исполняет 1 куплет песни, где есть упоминание о живых организмах ( «В траве сидел кузнечик»). Затем следующая команда («Не дразните собак»). Затем – следующая («Черный кот») и т.д.
Таким образом, игра занимает около 1 часа. Следовательно, это не утомит учащихся и не нарушит их обычный распорядок.
Лучшим учащимся можно поставить отметки по биологии, можно вручить символические медальки или значки. Команды-победители награждаются грамотами.

Бубновская Татьяна Владимировна27.08.2013 17910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar