РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информатизация образования

Информатизация образования

Сегодня общество требует от начального профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающей высоким уровнем готовности к выполнению профессиональных функций и, в частности, готовности к продуктивному применению информационных технологий в практике профессиональной деятельности. 

В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед нами, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки будущих специалистов в условиях информатизации общества, формирования у них профессиональной культуры, готовности к продуктивному применению информационных технологий.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают обучающимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.

Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.

Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности обучающегося, формированием его эмоциональной и когнитивно-познавательной сфер.

Компьютеризация процесса обучения – это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

  1. Массовое освоение средств информационной технологии – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и обучающихся;
  2. Активное внедрение средств информационной технологии в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео и аудиоматериалов на компакт-дисках;
  3. Радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.
И суть информатизации образования состоит в создании, как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Одной из проявившихся в настоящее время тенденций развития образовательных информационных технологий, особенно в связи с внедрением новых ФГОС, следует считать комплексный подход к их использованию в образовательном учреждении. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны деятельности.

Информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:

  1. повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
  2. улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
  3. достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
  4. достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
  5. подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
  6. повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;
  7. разработку информационных технологий дистанционного обучения
Пользователей образовательных информационных технологий можно разделить на следующие группы: обучающиеся, педагогический персонал, администрация.

Обучающиеся могут применять компьютеры в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Обучение предполагает использование компьютерных технологий обучающимися непосредственно в процессе усвоения учебной информации. При изучении курса «Информатики» задачей ставится формирование информационной культуры ученика, его компьютерной грамотности в современном понимании этого термина. При этом компьютер и компьютерные технологии выступают в качестве объектов обучения. При изучении других дисциплин предполагается применение компьютеров в качестве средства обучения. В этом случае применение образовательных информационных технологий призвано повысить эффективность обучения за счет активизации деятельности обучающихся, реальной индивидуализации учебного процесса и гуманизации его построения. 

Данное направление является, безусловно, наиболее ресурсоемким (в отношении техники, программного обеспечения и количества подготовленных преподавательских кадров), поскольку предусматривает работу со значительными группами обучающихся при освоении большого количества специальных дисциплин.

Как преподаватель информатики, я применяю информационные технологии для формирования следующих компетенций:

  • выполнение алгоритма действий;
  • определение схем функционирования отдельных частей;
  • различение различных устройств и принципов их работы;
  • выполнение загрузки операционной системы, определение ее функциональных возможностей в соответствии с решением поставленной задачи и осуществление выбора команд для реализации конкретного этапа работы.
На своих уроках я даю обучающимся задания, которые связаны с их будущей профессией. Например, использование электронных таблиц MS Excel позволяет решать такие проблемы, как:
  • оформить накладную и произвести ее таксировку.
  • вычислить средний запас товаров.
  • распределить премию между секциями магазина, пропорционально проценту выполнения товарооборота.
  • определить стоимость поступившего товара, по данным массы брутто, тары и стоимости 1 кг товара.
  • вычислить остаток товаров на конец дня по отделам и всему магазину в целом.
  • и др.
Создание и редактирование документов на компьютере становится в информационном обществе социально-необходимым умением (для доказательства этого тезиса достаточно просмотреть объявления о приеме на работу). Для обучающихся, обучающихся по профессии «Коммерсант в торговле», составление и оформление различного вида документов с использованием текстового редактора является крайне необходимым навыком. 

Например:

  • составление и оформление приказов.
  • составление и оформление протокола.
  • порядок оформления договора поставки.
  • порядок оформления претензионного письма.
  • порядок оформления ответа на претензию.
  • и др.
Кроме умения составлять и оформлять различные документы, коммерсанты должны знать средства современной оргтехники, призванной обеспечивать эффективную работу любого предприятия: средства копирования и оперативного размножения документов, средства связи (факсимильной, радиотелефонной, сотовой, электронной почты) и др.

В процессе внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта широкое распространение получил такой метод самостоятельной работы, как метод проектов. При построении проекта обучающиеся должны самостоятельно осуществлять поиски и отбор необходимой информации и грамотно ее оформлять. 

Например, обучающимся могут быть, предложены проекты по информатике следующей тематики:

  • «Новая экономика – экономика, основанная на информации и знаниях»;
  • Построить структурную схему алгоритма поиска товарооборота по городу и району, вывести минимальное и максимальное значения.
  • Подготовить проект по темам: «Абак – ручной вычислитель», «Создатели арифмометра», «Первый компьютерщик – Чарльз Бэбидж и первая программистка – Ада Байрон (Лавлейс)», «Калькулятор и компьютер»; используя Интернет-энциклопедию www.megabook.ru
  • оздать базу данных для свой письменной экзаменационной работы;
  • «Мой интернет – магазин»;
  • Используя базу «Консультант плюс (http://www.consultant.ru/online/), найти правовые нормы, реализующие ответственность граждан за нарушение правил торговли лицензионным ПО, регулирования авторских прав на электронных источниках информации, на размещение в сети информации аморального или агрессиного содержания;
В приложении учебника по информатике приведен список открытых интернет – ресурсов, которые можно использовать при подготовке проектов:
  • http://edu.ru
  • http://fcior.edu.ru разделы НПО и СПО
  • http://pedsovet.org/ блоги НПО на сайте «Педсовет»
  • http://www.rabota-in.net/prof/professions/php справочник профессий
  • http://psyfactor.org/tests тесты по профориентации
  • Поисковые системы
  • http://ru.wikipedia.org/wiki «Википедия»
Информационные технологии широко используется и во внеурочной деятельности по предметам и профессиям. Ежегодно 8 февраля в училище проходит научно-практическая конференция «Я познаю мир», посвященная Дню Российской науки, на которой ребята представляют свои исследовательские работы, проекты с презентациями. 

В этом году по специальным дисциплинам и профессиям были представлены такие проекты, как:

  • «Бизнес-план магазина»
  • «Еда и красота»
  • «Путь чая от плантации до чашки»
  • «От кошелька до сумки»
  • «Особенности рекламы в еженедельном журнале «Нива»
  • «Трансгенные продукты есть или не есть»
  • «Скажем наркотикам, нет!» и др.
Научно-практическая конференция показывает, что большинство обучающихся в совершенстве владеют программой создания презентаций, умеют находить необходимую информацию в Интернете и выбирать главное, существенное.

Итак, использование информационных технологий в процессе обучения и во внеурочной работе позволяет:

  1. повысить мотивацию учения за счет новизны деятельности,
  2. актуализировать зрительную и логическую память,
  3. повысить активность и самостоятельность каждого обучающегося в познавательном процессе,
  4. осуществлять дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучающимся,
  5. развивать навыки творческой, проектной, коллективной деятельности,
  6. совершенствовать письменную речь обучающихся,
  7. стимулировать интерес к предмету за счет использования возможностей компьютера: электронной почы, Internet,
  8. воспитывать культуру использования информационных и телекоммуникационных технологий,
  9. формировать единую информационную картину мира,
  10. решать задачу формирования информационной компетентности обучающихся.
Преподаватели и администрация могут использовать информационные технологии для решения задач управления и методической работы.

Как преподаватель я использую компьютер при решении вопросов, с которыми сталкиваюсь в своей повседневной деятельности: учет текущей успеваемости и ее статистическая обработка, ведение различных баз данных, подготовка документов, материалов к урокам и пр.

Интернет позволяет не только объединить все ранее известные инструменты обучения, но и заметно расширить их перечень. 

Преподаватели могут использовать Интернет в следующих направлениях:

  1. Виртуальные публикации – возможность электронных публикаций, включающих в себя не только текст, но и графику, звук, видео.
  2. Теле-сотрудничество – участие в совместных проектах, публикациях, обсуждение совместных научно-исследовательских планов и т.д.
В мае этого года я и преподаватель специальных дисциплин Ливенцова Т.Г. приняли участие в международном форуме «Актуальные задачи информатизации образования: международный и российский опыт», который проходил дистанционно. На данном форуме мы просматривали выступления других преподавателей по данной теме, далее мы могли в онлайн режиме (переписка) задать появившиеся вопросы и обсудить различные проблемные моменты по каждому выступлению.

Таким образом, компьютер в сфере образования выступает как предмет изучения; средство в учебно—воспитательном процессе; компонент системы педагогического управления; компонент управления образовательными учреждениями; средство научно—педагогической деятельности. Компьютер в учебном процессе служит: средством общения, средством создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, средством контроля, средством предоставления новых познавательных возможностей.

Таким образом, компьютеризация полностью видоизменяет организацию учебного процесса. Компьютер в состоянии изменить структуру и методы работы преподавателя вне урока и непосредственно на уроке, что заставляет переосмысливать роль компьютера в обучении, функции преподавателя и обучающегося, особенности педагогического взаимодействия. Это дает основания утверждать, что в настоящее время происходит рождение принципиально новых систем обучения, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

Используемая литература:
• Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал.– 2002.
• Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – пресс, 1994. – 205 с.
• Коджаспирова Г.М, Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования : Учеб. пособие для студ.выс.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. 5-16
• Стариченко Б.Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе// Интернет-журнал «Эйдос». – 1999. – 21 сентября. http://www/eidos/ru
• Зауер Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном профессиональном образовании// Профессиональное образование № 8, 2002.
Новикова Татьяна Юрьевна03.09.2013 14450 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar