РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. 

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у студентов возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современном образовании. Задачи интегрированных занятий – способствовать активному и осознанному усвоению студентами учебного материала, развитию логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения обучающихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Преподаватель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить студентов думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь обучающимся:

  • научиться познавать
  • научиться делать
  • научиться работать в коллективе
Такие цели приводят к тому, что у студентов формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном занятии, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже занятия.

Под словом «интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность студенту более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше) является пиком урока, его самоцелью.

Интеграция часто проявляется на гуманитарных дисциплинах, т.к. они тесно взаимосвязаны между собой. Так, например, невозможно знать философию или социологию или политологию без истории и обществознания, а историю – без географии. Поэтому на этих предметах часто можно проследить элементы интегрированных занятий в виде отдельных тем или вопросов. При этом формы и типы занятий могут быть самыми разными: урок-лекция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок и т.д. Также разнообразными могут быть и применяемые технологии (технология объяснительно-иллюстрированного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения и т.д.).

Можно подготовить и провести интегрированное занятие и на стыке таких, достаточно далеких друг от друга, наук, как обществознание и биология. Например, интегрированное занятие по теме «Социализация личности». Цель данного занятия: развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности.

Задачи:

  • Познакомить с процессом социализации (сущность, этапы, проблемы, значение).
  • Формировать умение применять знания из разных учебных курсов, из личного жизненного опыта для решения учебных практических заданий.
  • Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ключевые понятия: социализация, феральные люди, социальная изоляция, ролевое бесправие, ролевой конфликт, социальная адаптация.

Нестандартность такого занятия требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Все виды деятельности на занятии должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Студенты и без того получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной вида занятия, поэтому преподаватель не должен допустить перегруза.

Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Розинова Снежана Александровна10.09.2013 13030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar