РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология «Мастерская будущего» как условие активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Технология «Мастерская будущего» как условие активизации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы. Каждое мгновение той работы, 
которая называется воспитанием, 
- это творение будущего и взгляд
в будущее.
В.А. Сухомлинский

В процессе работы мы сталкиваемся со следующими проблемами.

В условиях современного образования, когда сокращается количество часов, а содержание образования остаётся не только тем же, но и увеличивается, требуются изменения в форме работы, в использовании технологий и методов.
В современном мире молодёжь становится всё более требовательной не только к качеству образования, но и к содержанию учебной и воспитательной деятельности, к форме общения педагога и учащихся. Поэтому формы и приёмы взаимодействия учителя и ученика должны совершенствоваться.

В последнее время все чаще встает вопрос о роли информации в жизни человека. Более того, в цивилизованном мире богатым считается не тот человек, который владеет финансами и драгоценностями, а тот, который владеет информацией. Но информацию требуется не просто пассивно воспринимать, нужно активно перерабатывать ее, делать выводы и необходимо самому давать информацию. В нашем компьютеризированном мире основная информация идет в Интернет, а потом уже с экранов телевизора и страниц газет. Казалось бы, газеты по данному рейтингу находятся на третьем месте. Однако что мы узнаем из опыта работы в школе? Для того чтобы поступить в некоторые ВУЗы, нужно иметь не только хороший аттестат, но и собственные публикации в газете. Для того чтобы выиграть тот или иной конкурс, снова надо иметь публикации в газетах. С высокой трибуны давно уже говорят о повышении роли родного языка, о том, что люди в стране должны уметь грамотно строить свои высказывания.
Таким образом, уже в школе учащиеся должны научиться владеть информацией и правильно использовать ресурсы родного языка.

Использование одной технологии на всех уроках невозможно, поэтому учителя стараются сочетать различные элементы.
Поэтому мой выбор остановился на одной из технологий мыследеятельности, разработанной С. И. Кашлевым, а точнее на технологии «Мастерская будущего». Педагог-исследователь С. И. Кашлев отмечает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта или формировании на его базе новых комбинаций. С этой технологии могут сочетаться многие методы.

  1. Обучение в сотрудничестве. Предметные консультации, подготовка к КТД, элективные курсы.
  2. Метод проблемного обучения. Анализируя, рецензируя произведения нужно обозначить проблемы, выдвинутые в нем. Многие проблемы, такие как: «идеал русской женщины - верная жена» (например, «Дубровский», «Евгений Онегин») вызывают споры о любви и счастье. Таким образом, рождаются дебаты. Для того чтобы увидеть, как хитро завуалировал писатель некоторые мысли, нужно решить изобретательную задачу, например, для чего Гоголь использует в начале и в конце поэмы «Мертвые души» сломанное колесо, и Бунин очень подробно расписывает путешествие Господина из Сан-Франциска по каждому дню календаря.  
  3. Метод развития критического мышления Рецензия - это критическая статья. Не только в урочной, но и во внеурочной работе правильно оценить поступки других и свои помогает умение проанализировать их. 
  4. Методы здоровьесберегающей технологии. Обсуждение и решение нравственных проблем. (Большинство писателей поднимают вопросы здоровья как нравственной ценности народа и страны.)
  5. Метод оценки достижений учащихся. Написание резюме, получение результатов своей деятельности в виде грамот за участие в олимпиадах, в декаде русского языка и литературы, в конкурсах сочинений и стихов. 
  6. Исследовательский метод.
  7. Метод проекта. Кружок, школьное НОУ. Работа с архивными данными, интервью, поиск данных в Интернете, публикация, экскурсии.
Особое внимание, я считаю, нужно уделять тому, видит ли ребёнок в тексте проблемы. Как он может предложить их решить. Немалое значение имеет привлечение жизненного опыта, т.е. встречался ли учащийся с этими проблемами в жизни, как он оценивает их. Результаты этого будут видны уже в будущем, когда ребята станут достойными гражданами своей страны.
"Мастерская будущего" - одно из интерактивных ("интеракция'"- взаимодействие), продуктивных педагогических взаимодействий - обмен деятельностями между участниками педагогического процесса, смена и разнообразие форм организации и видов деятельности.

По форме организации деятельности участников педагогического процесса технология "Мастерская будущего" представляет собой сочетание индивидуальной и групповой, а также фронтальной деятельностей. Технология "Мастерская будущего" может быть использована как на уроке (семинаре, практикуме), так и во внеклассной (внеурочной) работе.
Организация мыследеятельности является критерием, а также одним из ведущих условий личностно ориентированного педагогического процесса и заключается в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся. 

Мыслительная деятельность - основа познавательной деятельности человека, основа развития мышления.

Организация мыследеятельности заключается:

  • в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и т.д.);
  • обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса;
  • смене и разнообразии видов, форм, мыслительной, познавательной деятельности;
  • сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
  • проблемном обучении;
  • использовании в педагогическом процессе развивающих или продуктивных технологий;
  • смыслотворчестве учащихся и учителя;
  • рефлексии.
Организация педагогической диагностики учителем.

В работе с учащимися при реализации данной технологии можно взять проблему из любой области знаний, жизнедеятельности детей.

Первый этап. Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5-10 мин (можно до 30-40 мин) зафиксировать положительные («+») и отрицательные («-») аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все «+», на др.- все «-»). Например, предлагается зафиксировать «+» и «-» воспитания Ильи Обломова.
По истечении времени каждому из участников предлагается назвать результаты своей аналитической работы (можно с кратким комментарием). После выступления участников руководитель технологии закрепляет листки с "+" на одной части стены (доски и т.д.), а листки с «-» т на другой(можно пользоваться листками цветной бумаги). Этап критики можно закончить обобщающим комментарием педагога или создать из числа участников две аналитические группы, каждая из которых в течение -15-30 мин сможет обобщить "+" (одна группа обобщает только "+") и "-" (другая группа обобщает только "-"), а затем выступить с результатами осуществленного обобщения.

Второй этап. Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью 5-7 человек и в течение 30-40 мин (можно до 2-3 ч) разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы. Например, идеальную модель воспитания будущего ребенка или идеальную модель жизнедеятельности класса и т.д.
Для оформления разрабатываемой модели у каждой из творческих групп должны быть листы бумаги большого формата и маркеры.
После того, как проекты идеальных моделей подготовлены, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель.
По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей.

Заканчивается этап комментарием педагога-руководителя технологии - об идеальных моделях решения проблемы. Отметим, что при разработке такой модели руководитель технологии может задать некий алгоритм или примерную структуру модели.

Третий этап. Реальные действия. Тем же творческим группам (прежний состав) предлагается в течение 20-30 мин определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня. Например,можно попробовать воспитать себя.

Четвертый этап. Рефлексивный. В «рефлексивном кругу», каждому из участников дается возможность:

  • зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;
  • определить причины зафиксированного состояния;
  • дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития.
Педагог завершает анализ, а также подводит итог реализации технологии.
Таким образом, можно проследить изменение в процессе обучения, результатом которого можно считать переход от репродуктивных методов к проектным, к изменению отношений между учеником и учителем в сторону субъект - субъектных отношений.

Еще один показатель - рост мотивации. Сейчас, когда дети отказываются читать, предпочитая компьютерные игры и просмотр телепрограмм, удается привить интерес к литературе, создать условия ознакомления с произведениями мировой литературы и художественной культуры в электронном виде.

Можно надеяться, что таким образом удастся справиться с проблемами филологического и эстетического образования.

Боровская Лариса Владимировна18.09.2013 18060 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar