РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок литературы: духовно-нравственный аспект

Урок литературы: духовно-нравственный аспект

Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества - все это заставляет задуматься учителя о путях достижения поставленных целей и задач.Забота о духовном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реализацией социальной политики государственных органов.

Представляется необходимым проанализировать собственные мысли, идеи, замыслы. Будучи учителем русского языка и литературы и получив возможность быть слушателем ОРКСЭ, осознаешь свои  " преимущества"  перед преподавателями других дисциплин. Так словеснику, обладающему знаниями по различным разделам науки о языке, легче развести и сопоставить ,например, такие понятия , как "духовность" и  " душевность" , " ценный" и " ценностный" и др. Глубоко можно проанализировать синонимические ряды понятий курса ( " род", "родители ", " родина", "родословная", "рождество" и др.;  " отечество", "отец" , " отчество", "отче" и др.).

Нравственность и духовность... Уроки словесности и литературы дают наиболее богатый материал для осмысления этих понятий. Потребительское отношение к миру должно хотя бы уравновешиваться умением дарить тепло окружающим, ставить духовное выше вещественного.

А сколько ярких уроков нравственности подарили писатели-классики. Так, изучая с 10 классом творчество Л. Н. Толстого, в частности его роман " Война и мир", находишь бесчисленное количество примеров того, как нравственная чистота возвышает человека ( героя) над проблемами, пороками общества; как духовность и осознание себя частью общества, в котором следует жить по человеческим законам, объединяет и сплачивает всех для достижения одной цели. Хочется привести пример из романа. Наполеон, перед нападением на Россию,  указал русскому послу Балашеву на то, что в  России много церквей, а это,  по его мнению, указывало на отсталость страны. На это наш посол ответил, что Испания богата церквями и монастырями, намекая на недавнее поражение там французов и , вероятно, на сплоченность, духовное единство народа в борьбе с врагом. 

Примером же того, каким образом отсутствие духовности сказывается на жизни, может служить произведение еще одного классика русской литературы  -М. Е. Салтыкова- Щедрина "- Леди Макбет Мценского уезда". Главная героиня Катерина ничем не занималась, книг не читала, скучала целыми днями у окна. Возможно, поэтому ее мысли занял яркий, самоуверенный, желающий разбогатеть любыми путями Сергей, ради которого она и совершает ряд преступлений. Этот урок После  любых общественных потрясений и деформаций, кризисов и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим предтечам, их осмысления и широкого использования накопленного предшественниками морального капитала.

В истории всех наций и народов накоплен бесценный опыт воспитания детей. Стоит только чаще обращаться к этому опыту, преподавателям транслировать  его, а детям впитывать, размышлять, делать выводы. Толстой полагал, «что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, — это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?».

Ответы на эти вопросы действительно есть в учениях религии и нравственности — не в религии и учении нравственности какого-либо одного народа известного места и времени, а в тех основах религиозных и нравственных учений, которые — одни и те же — высказаны всеми лучшими мыслителями мира.

Самсонова Елена Ивановна23.09.2013 10510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar