РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Авторская концепция педагогической деятельности. Использование ИКТ на уроках географии.

Авторская концепция педагогической деятельности. Использование ИКТ на уроках географии.
Авторская концепция педагогической деятельности. 
Использование ИКТ на уроках географии. 

Автор: учитель географии Пономарева Елена Дмитриевна 
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Таловская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области. 

Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Одной из главных черт современного общества является интеллектуализация. Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда. Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность. Поэтому задачей современного учителя является подготовка молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации. Важным актуальным условием этого является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации.

Внедрение компьютерной техники в школе открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютеры в классе помогают развивать самостоятельность при обработке информации и добыче новых знаний.
Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции школьного образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учеников к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором. Это подводит к необходимости рассмотрения содержательных процессов взаимодействия, осуществляемых в системе образования. В основе таких процессов лежат: формирование высокой психологической культуры учителя, развитие его способности к ведению диалога с учениками, создание открытого образовательного пространства, способного обеспечить творческий рост каждого ученика. Способность учителя раскрыть внутренние резервы ученика, используя в обучении интерактивные формы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь ученику оценить свои способности и возможности.

Ясно, что новое понимание сущности образовательных результатов существенно изменяет ориентиры не только содержания обучения, но и используемых методов, организационных форм и средств обучения. Это в полной мере относится к применению ИКТ. С точки зрения современной педагогики обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения. Деятельностный подход дает содержательное и детальное описание внутренней структуры учебной деятельности – особой формы учебной активности личности, которая включает ряд элементов: проблемную ситуацию, учебную ситуацию, учебную цель, учебно-познавательный мотив, учебную задачу, учебное действие, познавательный интерес, познавательную потребность, умение учиться, контроль и самоконтроль, рефлексию коллективно-распределенной деятельности.

Все сказанное выше определяет, на наш взгляд, основные направления совершенствования ИКТ в курсе географии. Очевидно, что все они одновременно и во всех своих аспектах не могут стать предметом одной работы. В своей концепции я рассматриваю те их стороны и компоненты, которые непосредственно связаны с реализацией в обучении.

Традиционное образование не в состоянии своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры. В настоящее время в общеобразовательной школе предпочтение, как правило, отдается базовым академическим предметам, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на факультативных занятиях по выбору и кружках. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения географии. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов, а, следовательно, становятся основой современного образования.

Психологи отмечают что, для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Применение информационно коммуникационных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании географии предполагает использование широкой базы географических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. 
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения географической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что, ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Использование информационно коммуникационных технологий позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. 

Для меня информационно коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:

  • сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;
  • позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;
  • позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами обучения;
  • обеспечили хранение базы данных;
  • повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами;
Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:
  • позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;
  • способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;
  • помогает школьникам лучше узнать географию мира, разных государств, своей страны и родного края;
  • формирует экологическое отношение к природе своей Родины, что способствует воспитанию чувства патриотизма
  • помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором;
  • формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды;
  • обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Условия реализации концепции

В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. 

Уроки географии с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмысливать, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ею для различных практических целей;
  • овладение современными информационно - коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы.
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю.

При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:

  • стимулируется познавательный интерес к географии;
  • создаются условия для мотивации учащихся к учению;
  • развивается мышление и творческие способности ребёнка;
  • формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации —это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки. Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Тесты в электронной версии, могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.

С помощью информационно-коммуникационых технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера: тесты по специально созданным программам базового, повышенного и абитуриентского уровня.

Информационно - коммуникативные технологии играют важную роль в подготовке учащихся к Внешнему независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

Перспективным направлением при изучении географии с помощью информационно-коммуникативных технологий является создание web-сайтов по отдельным географическим проектам. Здесь будет задействован целый комплекс познавательных действий по предмету в процессе формирования информационной культуры. Это уже возможность поднять развитие личности учащегося в учебном процессе на креативный уровень.

Часто в своей практики использую материалы педагогического программного обеспечения "География - 6 класс" и другие для всех классов. В условиях двуязычного образования этот ресурс является интересным и полезным как для учителя, так и для ученика. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления. Например, при изучении темы "План местности. Условные обозначения" целесообразным и ярким является использование изображения виртуальной аэрофотосъемки и превращения ее в план местности. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира. 

Эта информация содержит не только географические данные о стране, но и знакомит учащихся с ее культурными реалиями, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней. Такой материал удобен на уроках экономической и социальной географии мира. При изучении курса "География материков и океанов" я использую познавательно - информационное наполнение на дисках "Чудеса природы" и "Великие творения людей". Используемые на уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. 

Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии позволило достичь следующих результатов: 

  1. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  2. Выбор большим числом учащихся географии в качестве переводного и итогового экзамена за курс общеобразовательной школы.
  3. Стабильные результаты качества знаний
  4. Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными.
Информационно-коммуникационные технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Список использованной литературы: 
  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. 
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М., Народное образование, 2001.; Дидактика средней школы. – М. 2001г. 
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Издательский центр «Академия», 1999. 
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// М.: Народное образование, 1998.
Пономарева Елена Дмитриевна02.10.2013 41930 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar