РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка

Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская гимназия» 

подготовила
учитель английского языка
Мухаметзянова Г.И. 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I Проблемы формирования познавательных интересов школьников

Глава II Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников

Глава III Система внеклассной работы по развитию творческих, интеллектуальных способностей учащихся

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного). Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. 

Актуальность темы. Развитие познавательного интереса одна из актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. 

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. 

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема научного исследования «Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».
Объект исследования: познавательный интерес у школьников. 

Предмет исследования: роль современных педагогических технологий в формировании познавательных интересов школьников.
 
Цель исследования: внедряя инновационные технологии на уроках английского языка разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес у учащихся. 

Задачи исследования:
  • раскрыть сущность современных педагогических технологий, используемых на уроках английского языка; 
  • выявить роль современных педагогических технологий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках английского языка; 
  • определить критерии формирования знаний, умений и навыков при обучении учащихся по современным педагогическим технологиям. 
В научном исследовании исходили из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках английского языка достигается через использование современных педагогических технологий и творческих заданий направленных:

а) на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;

б) на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений педагогами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся. 

Новизна и практическая значимость. Практическая значимость научно-исследовательской работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей. 

Конкретизация сущности структуры содержания работы по профессионально-личностному саморазвитию учителя в условиях модернизации иноязычного образования. 

Средством реализации обновленного содержания иноязычного образования являются современные отечественные и альтернативные зарубежные учебно-методические комплекты, главным принципом которых является ярко выраженная коммуникативная направленность. 

В гимназии работают по альтернативным учебникам издательства «Oxford University Press» (приложение №1). Обучение по данным учебникам строится на вовлечение учащихся и в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса. Грамматика, лексика и фонетика представлены здесь в коммуникативном контексте так, что учащимися становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения. 

Главным преимуществом этой программы является то, что они обучают языку как средству общения, знакомят с культурой народов, говорящих на английском языке, ее реалиями. В учебниках дан социально – психологический портрет носителей языка, отражающий их точку зрения, но в то же время постоянно проводится сравнение культур разных стран и подчеркивается значение общечеловеческих ценностей. 

Следует также отметить то, что в данной программе учащимся предлагается большое количество проблемных заданий, развивающих умение мыслить нестандартно. Учащиеся наблюдают, как функционирует язык, и сами формулируют правила. Учебные пособия развивают самостоятельность учащихся при изучении английского языка, умение определить ближайшие и отдаленные задачи собственного языкового развития, оценить достигнутые результаты. 

Обучение по этой программе дает возможность познакомиться с некоторыми подходами и приемами обучения школьников, принятыми за рубежом, а также повысить собственную квалификацию и уровень самообразования.

Глава I Проблемы формирования познавательных интересов учащихся

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); 
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); 
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); 
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); 
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев). 
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. 

В то же время познавательный интерес, будучи включённым, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, который способствует познавательный интерес. 

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, при внесении в них творческого начала). 

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. 

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. 

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юношей привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры. 

В условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.). 

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. 

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. 

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса. 

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Глава II Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов учащихся

Современная концепция модернизации образования решает задачу повышения эффективности и качества образования. Многолетний опыт развития педагогической мысли подвел к тому, что на современном этапе образовательные технологии оптимально решают задачу, поставленную перед образованием и иноязычным образованием в частности. Разнообразие современных образовательных технологий в области обучения иностранному языку говорит о том, что это качественно новый уровень в развитии иноязычного образования в нашей стране. 

Образовательные технологии имеют четкий целевой, процессуальный и расчетный компонент, определяют уровень достижения планируемых результатов. Современные образовательные технологии, в целом, дают положительный адекватный интересам и требованиям общества результат только в том случае, если все уровни технологии взаимосвязаны между собой. Эти метотехнологии, охватывающие целостный образовательный процесс, макротехнологии, охватывающие процесс образования в отдельно взятой учебной дисциплине и микротехнологии, которые включают алгоритм изучения данной темы, урока в целом или решение отдельно взятой задачи в системе урока. 

Человеческая деятельность на современном этапе вошла в качественную новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитыми чувствами ответственности за судьбу своего народа и уважения к другим народам народностям. 

Стало очевидным, что значимость и востребованность изучения иностранного языка возрастает. В связи с этим необходимо внедрять новые педагогические технологии, в которых происходили бы процессы становления личности. Цель обучения иностранному языку – коммуникативная деятельность учащихся, задача учителя – активизация деятельности каждого ребенка в процессе обучения, создания ситуаций для творческой активности и самостоятельности. Любой ученик может пережить радость достижения, муки и счастья творчества, почувствовать свою значимость в жизни. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала. 

Перспективные тенденции развития языкового образования России, связанные с ее вступлением в общеевропейское образовательное сообщество с интеграцией стран в целом и глобализацией, обуславливают необходимость изменения системы преподавания иностранных языков. При этом уделяется особое внимание формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует речемыслительную активность учащихся, центром внимания становится не форма, а содержание. Сложность изучения иностранного языка заключается в том, что необходимо создать условия для формирования коммуникативной компетенции, т.е. внутреннюю готовность и способность к речевому общению. 

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальным являются технология творческого развития А.З.Рахимова и информационные технологии. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. 

В технологии А.З.Рахимова , основанной на групповом способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических и статистических парах или группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. 

Преимущества такой технологии заключается в следующем:
  • разноуровневые задания, в зависимости от уровня актуального развития учащихся; 
  • актуализация знаний (выравнивание знаний, чего нет в традиционном обучении); 
  • пошаговая оценка, которая ведет к активной рефлексии; 
  • проблемность, которая приводит к осознанию недостаточности знаний; 
  • поисковая деятельность по решению проблемы урока; 
  • положительная эмоциональная окраска урока; 
  • чувство успеха каждого ученика; 
  • свободное выражение собственных мыслей учащихся. 
Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение - миниатюру. 

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование было живым, динамичным. 

Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания. 

В ходе эксперимента были проведены две таких работы. Перед написанием сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за изменением природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы ранней и поздней осенью. 

Приведём примеры некоторых работ. 

При написании сочинения от детей требовался творческий подход. Дети писали сочинение на тему «Autumn in Tatars tan». Отрывок из сочинения: Камалетдиновой Чулпан «September, October, November are autumn months. It is cool. The weather is changeable. It often rains. The days become shorter and the nights become longer. The birds prepare to fly to the south. One can see yellow, red, brown leaves everywhere. It is time for gathering in the harvest» 

Совсем другое описание у Ахметзянова Динара: «It is autumn. September, October, November is autumn months. In autumn it is cool. The weather is bad. The trees are yellow and red. You can see apples in the trees» 

Также одним из видов творческих работ на уроках английского языка является написание сочинения по картине. Такая работа с детьми проводилась впервые по теме «Classroom». 

Так, отрывок из сочинения Камалетдиновой Чулпан по картине: « In this picture we can see a small but beautiful classroom. It is not large. It is small but it’s light and clean. The walls of this classroom are blue. The floor is brown. The ceiling is white…» 

Свой стиль у Ахметзянова Динара: «It is never too late to learn…Live and learn This school has got three floors. It is big. The boys and girls of this school have got some computer classes. Pupils like such school subjects as compute ring… ».
 
Творческие работы выполнялись детьми и дома. Ученики оформляли свои сочинения, рисовали, а некоторые защищали свои работы, используя информационные технология . 

Эксперимент проводился в 3 «А» классе гимназии №20 Советского района г.Казани. Контрольный класс — 3 «Б».
Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента, связанного с использованием творческих заданий на уроках английского языка, у учащихся экспериментального класса повысился интерес к этим предметам, а у учащихся контрольного класса остался на том же уровне.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование современных педагогических технологий и творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов школьников. 

Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в процесс обучения широкого спектра информационных ресурсов. Новые информационные технологии позволяют эффективно использовать индивидуальную и коллективную работу учителя и ученика, внедрить различные формы и стратегии освоения знаний по иностранному языку. Возможности компьютера безграничны. Они позволяют предъявлять учебный материал наглядно, красочно, в форме игры, повышая положительную мотивацию учащихся. 

Компьютер на уроках английского языка позволяет индивидуализировать обучение, повышать активность обучаемых, помогает интенсифицировать обучение, создает условие для самостоятельной работы, способствует выработке самооценки у обучаемых, создает комфортную среду обучения. 

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы, компьютер может помочь учителю, а ученики будут постоянно ощущать присутствие доброжелательного инструктора – машины.
При чтении текста с экрана компьютера, при любом возникшем затруднении, учащийся имеет возможность получить помощь и разъяснение, не отвлекаясь на поиск слова в словаре и не мешая другим учащимся. 

Компьютер гарантирует конфиденциальность. Школьники могут допускать любое количество ошибок и тратя время только на исправление и анализ собственных ошибок. При этом самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная обстановка. 

Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащихся в ходе выполнения упражнения. 

Что касается обучения устной речи, то и здесь видно большое преимущество компьютерного обучения. Он может воспроизводить запись отдельных фраз, интонации, целых текстов, а затем дать ее послушать и сравнить с произношением носителей языка.
Очень хорошо использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на английском языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке . 

Отработка лексики на компьютере имеет следующие преимущества: учащиеся быстрее и увереннее справляются с такими упражнениями, как перевод с английского на русский и с русского на английский, составление рассказов по ключевым словам, ответы на вопросы учителя, описание тематических картинок. 

При контроле знания слов с помощью компьютера ученик тратит на перевод 10 слов около 2 минут. Таким образом, чтобы проверить точное знание учащимися класса 100 слов потребовалось около 20 минут 

Ну и тот факт, что при работе с компьютером легко организовать соревнование в классе является для нас очень ценным. При этом особенно важно, что выставляет оценки, подводит итоги абсолютно беспристрастный и безошибочный судья – компьютер.
Даже слабо успевающие ученики после упражнения на компьютере с большим интересом и активнее работают на последующих уроках, выполняя посильные задания, например, такие виды заданий: подобрать соответствующее по смыслу английское слово в данном предложении, найти в предложенном тексте новые слова и перевести их на русский язык. 

Работа в компьютерном классе показывает, что все ребята без исключения охотно ведут диалог с машиной. У застенчивых школьников пропадает чувство неуверенности в себе, которые мешает им проявить свои способности. У них появляется раскованность. 

Использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помочь учителю более эффективно организовать работу по предъявлению нового материала. Применять его можно только для создания у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний и проверки знаний учащихся. 

Используя на уроках английского языка информационные компьютерные технологии, участвуя в проектах, в переписке, в международных мероприятиях, ученики не только осуществляют на практике межкультурные связи, но и осознают важность более глубокого изучения английского языка. 

Не менее значимое преимущество использование компьютера заключается и в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей для того, чтобы они могли наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.
Прием проектной технологии является тем «мостиком», перейдя который, ребенок не будет бояться делать ошибки при высказывании на иностранном языке . Проблема, лежащая в основе проекта, является стимулом для самостоятельной деятельности ученика. Подобрав самостоятельно необходимые аргументы и факты для изложения своей точки зрения на данную проблему, ему захочется поделиться своими мыслями с другими. А если ему захочется говорить, он будет обращать внимание не на форму, а на содержание. Ребенок заговорил, у него появилось потребность общаться. А это та самая коммуникативная компетенция – цель, к которой мы идем при обучении детей иностранному языку. Принцип использования проектной технологии заложен в систему построения зарубежных учебников, по которым уже 4 года занимаются учащиеся гимназии. Ценность проектной технологии в том и состоит, что этот прием можно использовать на разных уровнях обучения, на базы различных учебников. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учащихся в процессе работы над проектом. 

Работа над проектом проходит поэтапно. Как правило, работа начинается, когда тема уже пройдена, учащиеся владеют лексикой, грамматическими структурами. 

Затем учитель предлагает решить небольшую, но интересную для учащихся проблему на основе изученной темы. Ребенка важно заинтересовать, вызвать у него желание найти решение проблемы. 

Затем группа делится на подгруппы. Внутри подгруппы распределяются обязанности, и обсуждается план работы над заданием. Одни получают задание найти материал в Интернете, журналах, других учебниках, другие оформляют отобранный материал.
И, наконец, презентация проекта, когда представляется проиллюстрированный материал, высказывается точка зрения каждого участника проекта по данной проблеме. Здесь нет пассивных наблюдателей, каждый вносит посильный вклад в решение задачи. 

В заключение подводятся итоги работы подгрупп. 

Участники проекта сами оценивают работу, учитывая реальный вклад каждого в подготовку проекта. 

Готовый проект может быть вынесен на общее обсуждение как в одном, так и в нескольких классах одновременно в форме конференции, интеллектуального боя, импровизированного телемоста. Созданная таким образом ситуация условна, но она создает мотивацию иноязычного высказывания учащихся. 

Так, завершив работу над темой «Проблемы молодежи», ученикам 7-го класса было дано задание – аргументированно высказать свое мнение по данной тематике. Язык использовался в своей прямой функции – как средство формирования и формулирования мыслей. Те, кому было трудно высказать свое мнение самостоятельно, пользовались уже отработанными речевыми шаблонами, используя при этом пословицы, поговорки, стихи. Каждая подгруппа выступала со своей презентацией (5-7слайдов) и высказывала свою точку зрения о проблемах молодежи, например: «Легко ли быть подростком?», «Быть подростком романтично», «Как здорово быть молодым», «Наркотики, алкоголь и курение в молодежной среде». Презентации были подготовлены учениками заранее в качестве домашнего задания. Такого рода задания очень увлекают учеников, они с интересом и ответственностью берутся за выполнение такой работы. При этом они осваивают такие навыки, как работа с программой Microsoft Power Point, умение находить интересные материалы, иллюстрации. А при самом выступлении ученики учатся декларировать, развивают свои ораторские способности, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, спонтанно отвечать на задаваемые вопросы и не бояться публичных выступлений, становиться уверенным в себе. 

В процессе подготовки презентаций ученикам были даны следующие рекомендации:
  • презентация должна быть наглядной, 
  • следует избегать текстового загромождения, 
  • использовать эффекты анимации в меру, чтобы не отвлекаться от основного содержания, 
  • подбирать фоны и заливки так, чтобы текст был читабельным при показе слайдов. 
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия. Работа над проектом, школьники учатся работать в «команде».
При выполнении метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации и, наконец, координатора. Ее главная задача – передать способы работы, , научить «учиться», а не преподавать. 

Проектные приемы обучения более эффективны в сравнении с традиционными, так как усваивается не готовый материал, а создается и усваивается новый, на творческом уровне. 

Как уже говорилось, что необходимо создать подлинную языковую среду для формирования коммуникативной компетенции и способности к взаимодействию. Это возможно сделать при помощи Интернета, где можно найти любую информацию для проекта. А если в сети вы находите людей, интересующихся той же проблемой, что и вы, то есть реальная возможность создания международного проекта . Такие проекты и создают подлинную языковую среду. 

Для того чтобы повысить интерес к учебному предмету английский язык, для развития языковых способностей, для воспитания качеств личности ученика, а именно любознательности, дружелюбия, толерантности, учителя гимназии №20 г. Казани, задумали и осуществили международный проект под названием «Как тебе живется, иностранец, в Казани?» (приложение №4).
В гимназии обучается 402 ученика. Был объявлен конкурс рисунков об Индии среди учащихся начальной и средней школы. Затем была оформлена выставка лучших работ. Собрали около 80 работ учащихся, лучшие были награждены призами.
Второй этап проекта состоял из сбора лингвострановедческого материала об Индии и Татарстана, отражающий быт, жизнь, культурные ценности и реалии двух стран. 

Ребята увлеченно собирали картинки, факты и красочно оформленные стенгазеты долго приковывали внимание всех учащихся гимназии. 

Третий этап – организация просмотра фильма ВВС «80 чудес света» о путешествии по Индии и о всемирно известном чуде – мавзолее Тадж Махал. 

Четвертый этап – участие учащихся в викторине «Знаешь ли ты Индию?». Учащиеся проявили хорошую эрудицию и знание английского языка, победитель также был отмечен призом. 

Теперь важно было активно включить учащихся в пятый этап работы -диалог с иностранными студентами. Заранее, было предложено придумать на английском языке два оригинальных вопроса студентам. Вопросы были интересные и разные. 

Например, учащиеся 5-11 классов задали вопросы:
  • У вас много богов. К какому богу вы поклоняетесь и почему? 
  • Какие проблемы у вас в Казани? Как вы их решаете? 
  • Сколько детей в традиционной индийской семье? 
Актовый зал был красочно оформлен: 3 стенгазеты, викторина, рисунки учащихся, воздушные шары. Лозунгом пригласительного вечера стал плакат со словами "People make friends when they build bridges, not walls." 

Ученики на английском языке общались с иностранными студентами, рассказывали о своей гимназии, Казани, Индии. Они вели диалог, показали умение слушать и слышать собеседника. Свободное общение с людьми учащихся на их языке – это самый лучший способ при формировании навыков общения. 

В последние десятилетия в помощь учителю пришли информационные технологии, а это интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения. Учителю важно определить свое место и усвоить новые роли в образовательном процессе, помочь ученику ориентироваться в условиях «информационного обвала», уметь оценить качество информации, быстро ее обработать и при необходимости применять. 

Неотъемлемой частью процесса изучения языка – самоконтроль . Каждый должен самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения. Учащийся, пассивно ждущий оценивания со стороны учителя, не задумывается о своем учении. При формировании самоконтроля нужно руководствоваться принципом посильности и доступности. В начальной школе я даю установку на контроль лексики, затем – грамматики, в среднем и старшем звене задачу усложняю включением двух аспектов – грамматики, лексики, и, наконец, контроль не только языкового материала, но и на содержание продукта речевой деятельности. Тестирование я стараюсь использовать в целях самоконтроля по завершении учебных блоков или разделов, причем проверочные работы снабжены ключами. Нередко тестовые задания готовят сами учащиеся. 

В последнее время многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейший государственный документ, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. 

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровье сбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося. 

К сожалению, педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такая проблема, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей используется элементы здоровьесберегающих технологий. 

Прежде всего учитывается физиологические и психологические особенности детей и предусматривается такие виды работы, которые снимают напряжение и усталость. Учителя иностранного языка стремятся к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включают зарядки – релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. 

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем–либо новым, необычным. Но при ее проведении ставят перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. 

На начальном этапе обучения английскому языку включают в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен и танцев. 

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят. Ниже приводится некоторые приемы такой зарядки. 

(Звучит аудиозапись: песня с музыкальным сопровождением.) 

1. Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Hands up. To the sides.
Bend left, bend right.
One, two, three, hop,
One, two, three, stop! 

2. Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.

Игра – одна из важнейших форм релаксации . 

Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры,  способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие: 

- Игра – пантомима:
  • При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик (ученики) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита. 
  • При изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. 
  • Ролевая игра – пантомима «In the shop». 
Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой. 

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. 

Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. 

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. 

Новизна и нетрадиционность учебного материала. 

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций. 

Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования? При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. 

Такое сообщение рассчитано на две-три минуты. Например:
I’ll tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and their little girl Susan were going home by bus.
Susan: Where are we going, Dad?
Father: We are going home.
Susan: Where are we going in our home?
Father: To our house.
Susan: What house?... What street?... What boy?... What sweets?
(It was continued for half an hour. At last the father became angry.)
Father: Susan, when we get home will you carry on asking questions?
Susan: What questions?
Father: Susan if you say the word "what” again I’ll get off the bus.
Susan: What bus? 

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого рассказывают что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто используя смешные игрушки, картинки.
Аутогенная тренировка. 

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведет к снижению интереса к получению образования. 

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает, необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, используют элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. 

Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций. 

В средних классах аутогенные тренировки проводят в течение трех-пяти минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.
Прежде чем приступить к аутогенным тренировкам, уменьшают освещенность кабинета, включают тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, просят их слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть. Ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера» (образцы упражнений, приложение №5). 

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. 

Главной целью педагогической технологии является достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии, а наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Глава III Система внеклассной работы по развитию творческих, интеллектуальных способностей учащихся

Внеклассная работа является важной частью всего учебно-воспитательного процесса. Она способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Таким образом, внеклассная работа развивает творческие способности учащихся. Чтобы привлечь учащихся к творческой работе следует предоставить им увлекательный страноведческий и литературоведческий материал. 

На сегодняшний день МО учителей английского языка разрабатывают новое направление во внеклассной работе – просмотр фильмов и мультфильмов на языке оригинала, используя мультимедийные технологии. В процессе просмотра фильмов и мультфильмов на иностранном языке создают такие условия, когда ученики вступают в разговор, обсуждение. Кроме того, они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей и культурой страны. Как утверждает Козлова Р.Б. «Если мы хотим научить учащихся грамотно общаться, они должны знать принятые в этой культуре нормы устного общения». В общеобразовательных школах далеко не все ученики хорошо владеют иностранным языком. И все согласны с высказыванием Мятовой М.И., что «тем не менее, и для такой аудитории в качестве повышения интереса к предмету, а также с целью расширения кругозора, стоит проводить показ фильмов и мультфильмов на языке оригинала». 

Отбор материала для показа, как и процесс разработки заданий к ним, очень трудоемок и занимает много времени. Но, собрав материал один раз, им можно пользоваться неоднократно. 

Перед просмотром сообщают название фильма и предлагают высказать свое мнение о том, что учащиеся ожидают увидеть. Также предлагают ознакомиться со словами, которые могут вызвать затруднения в понимании сюжета (слова через проектор выводятся на экране). Раздают ученикам задания, которые будут выполняться во время просмотра или окончании фильма. Для более подготовленных детей это могут быть вопросы, для других – задания в форме "True or False”.
Привлекать детей такого рода деятельности следует с пятого класса. 

В гимназии было проведено много мероприятий. Это и викторины, карнавалы, олимпиады, вечера отдыха и т.д. Например, тематическая дискотека «Modern British Music». Была очень большая подготовка со стороны учащихся 9-11 классов. На этой дискотеке ученики слушали и современную английскую музыку и танцевали, не остались без внимания и практические навыки говорения и каждый учащийся на этом вечере создает предпосылки для его активной деятельности на уроке и во время внеклассных мероприятий, способностей и, конечно же, повышает интерес к культуре изучаемого языка и к самому языку. И, конечно же, такие мероприятия имеют воспитательное значение. У учащихся формируется уважение к другим народам и культурам. Такие мероприятия создают атмосферу сотрудничества и творчества. 

Участвовать во внеклассной деятельности по иностранному языку любят 84,6% опрошенных школьников. Исчезает боязнь общения, появляется уверенность, обогащается лексико-грамматический запас, стимулируется познавательная деятельность и как следствие повышается качество знаний учащихся. 

Вместе с тем, надо помнить, что с точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно разграничивать учебную и внеклассную деятельность. Внеклассная работа значима и эффективна лишь при органическом сочетании с учебно-воспитательным процессом либо учебного учреждения. Не все так легко и просто при организации внеклассной работы. Нужно избегать языковой перегрузки во внеклассной работе. Постоянная работа со словарем в процессе подготовки проектов, различных выступлений на конференциях, обилие незнакомых слов и грамматических структур, сложные речевые структуры, например, при постановке спектаклей часто утомляют детей и не способствуют повышению их мотивации в изучении иностранного языка. И здесь нужно говорить не о коммуникативной активности, а об утомляемости детей. Первостепенная задача учителя – забота о здоровье детей, а значит надо умело использовать здоровьесберегающие технологии, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности. 

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. 

Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
  • уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); 
  • характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); 
  • местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; 
  • своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); 
  • связью с жизненными планами и перспективами. 
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. 

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Сегодня необходим новый, современный подход к преподаванию иностранного языка в школе с учетом требований жизни, задач общества. Современное преподавание иностранных языков предполагает использование учебников, звуковых пособий, мультимедийных экранных пособий, которые разработаны с использованием новых технологий. Это обновляет содержание обучения, что особенно важно в период перехода к новой вариативной системе образования. 

Современные педагогические технологии: технология творческого развития А.З.Рахимова, информационные технологии, технологии проектов в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности (приложение №6). 

В заключении следует заметить, что за последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
2. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика. // Иностранные языки в школе. 2007 № 3
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2001 № 4
4. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2007. № 4
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
6. Бухаркин М.Ю. Использование новых информационных и компьютерных технологий. // Иностранные языки в школе. 1994 № 4
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.
8. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2007 № 4
9. Галимова С. Английский – методом проектов.// Наука и школа. 2006. №12
10. Дубровин М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы. // Иностранные языки в школе. 1978 № 1
11. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.
12. Киселева Н. Современные педагогические технологии в школе.// Наука и школа. 2005. №4
13. Козлова Р.Б. Лингвострановедческий аспект в обучении иностранным языкам. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. 2006.
14. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку: Минск. – Театра Системс. 2005
15. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
17. Моисеева О.М. Использование проектной методики в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2001 № 5
18. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2.
19. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. // Иностранные языки в школе. 2006
20. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
21. Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. Методическое пособие. Уфа. Издательство «Творчество», 2003.
22. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.
23. Шляхтова Г.Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. 2007 № 2
24. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988
Мухаметзянова Гульшат Ильясовна04.01.2014 50980 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar