РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальная адаптация - устойчивый результат дальнейшего развития

Социальная адаптация - устойчивый результат дальнейшего развития

В социальной психологии адаптацию понимают как готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей, выживание и равновесие для выживания. Адаптация ребенка протекает в трех основных микрогруппах: коллективе, семье и среде неформального общения 

Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.

Выпускник современной школы должен уметь не только адаптироваться к новым условиям, выдерживая конкурентную борьбу и проявляя интеллектуальную и личностную состоятельность, но и быть готовым брать на себя ответственность за то, что происходит в стране.

Возраст 17 лет является переломным в жизни ребенка, это период особого обострения жизненных проблем, когда молодой человек стоит на перепутье множества дорог, он впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, делает первые шаги в решении социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Первое реальное участие во взрослой жизни показывает уровень социальной зрелости - выполнение социальных ролей, ответственность. 

Основная задача юности – личностное и профессиональное самоопределение. Первые неудачные попытки могут привести молодого человека, особенно с невысоким уровнем социальной зрелости, к социальной дезадаптации

В последние годы все больше появляется педагогически запущенных, дезадаптированных школьников, многие из которых находятся в тяжелом социальном положении (опекаемые, социальные сироты, инвалиды, проблемные дети) В этих условиях вечерняя общеобразовательная школа как субъект системы образования активно решает проблемы социальной адаптации, создает условия для развития детей «группы риска», одновременно корректируя их поведение.

Адаптация применительно к деятельности вечерней школы означает ее способность гибко реагировать на изменение социокультурной ситуации и социального заказа, учитывать особенности, потребности и потенциальные возможности обучающихся, чутко реагировать на новые жизненные проблемы, создавать культуросообразную среду. Вечерняя школа как адаптивная система выполняет двойную функцию:

  • Адаптацию человека к условиям обучения, к новым условиям жизни и работы через образование (социальная адаптация)
  • Адаптация самой школы к потребностям и особенностям обучающихся (личностная адаптация)
Основной контингент обучающихся в вечерней школы состоит из подростков «группы риска», для них характерна социально-психологическая незрелость, утрата мотивации, непринятие формальных требований обучения, низкие учебные навыки, личностные проблемы: неадекватная самооценка, деструктивная тревожность, проблемы в сфере общения, различной степени выраженности эмоциональные расстройства. Более половины учащихся имеют неблагоприятный семейный климат, т.е социально не защищены. В целом 80% контингента представлен подростками с различными видами дезадаптации, которая распыляет психологические силы, не давая возможности для личностного развития . Таким образом учащиеся вынуждены тратить значительную часть своих сил на психологическую защиту вместо строительства личности. Все они нуждаются в специальной помощи при социализации в современном, быстроменяющимся мире.

Поэтому перед коллективом вечерней школы поставлены задачи:

  1. Создание условий для формирования и развития позитивного отношения к себе и окружающим ( преодоления чувства ущербности и отчуждения, повышенной тревожности и агрессии, формирование самоуважения и уверенности в себе, позитивного отношения к учебе и здоровью)
  2. Развитие познавательных интересов через положительную мотивацию к учению.
  3. Создание условий для допрофессиональной и профессиональной подготовки.
  4. Обеспечение социально-психологической защиты личности каждого учащегося
  5. Оказание помощи в самореализации, развитии способностей, в умении использовать свой опыт при адаптации в другой социальной среде

Выбраны формы работы:

  • Обучающая психодиагностика, которая объединяет ситуации тестирования, психологического просвещения и группового консультирования школьников, направлена на познание себя
  • Проектирование и реализация определенных социально и материальных ситуаций развития школьника, создание ситуации успеха
  • Групповые психологические тренинги, психологические игры адаптационные занятия, сопровождение ЕГЭ, индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, индивидуальное консультирование
  • Приобщение к общественно-полезной деятельности- трудовые бригады и десанты по благоустройству поселка, близлежащей территории, по ремонту школьной мебели, школы
  • Активная работа с родителями: изучение нравственного потенциала, возможностей, привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения (введение родителей в актуальные проблемы детей, погружение в значимые насущные вопросы, анализ промежуточных и конечных этапов)при соблюдении принципа невмешательства в семейную ситуацию
  • Клубно-студийная работа- спортивные секции, Моделирование, парикмахерская, клуб Отвага
  • Совместные вечера отдыха с родителями с приглашением подшефных организаций
Этапы и содержание работы по социальной адаптации:

1 Этап реабилитационный

Адаптация к условиям вечерней школы, к основным требованиям образовательного процесса. Знакомство с правами обязанностями, формами взаимоотношений между людьми через классные часы, беседы, совместную деятельность. Таким образом учащиеся осваивают пространство школы

Создается положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем, формируются позитивные групповые нормы общения.

Создание личностно-ориентированной среды для самоопределения в учебной деятельности через изучения индивидуальных способностей и интересов и побуждения мотивации к какому-либо виду деятельности

Входная педагогическая диагностика – анализ сформированных умений, помощь в осознании пробелов в знаниях и определение необходимых путей коррекции

Формирование позитивной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе

На этом этапе используется входная психологическая диагностика- познавательная, личностная сферы, Шкала социально-психологической адаптированности, Карта наблюдения Стотта, уровень сплоченности группы

2 этап Повышение уровня социально-психологической адаптации учащихся

Создание единого образовательно- воспитательного пространства, которое будет способствовать восстановлению социального статуса уч-ся, комфортного режима школы с ориентацией на здоровый и активный образ жизни

В учебном процессе создание курсов выравнивания – индивидуальные занятия и консультации- формирование опорных знаний и общеучебных умений

Индивидуальные занятия с психологом по развитию эффективных приемов изучения учебных предметов на основе диагностики познавательной сферы, способностей и возможностей уч-ся.

Работа с педагогами по корректировке программ в соответствии с индивидуальными особенностями уч-ся.
Овладение навыками конструктивного взаимодействия, умения адекватно вести себя в период трудностей. Переключение внимания с негативных форм самореализации на позитивные, снятие остроты личных проблем, выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Вовлечение уч-ся во все виды внеклассной работы, развитие сферы интересов, расширение сферы дополнительных образовательных услуг

Формирование подгрупп для обучения на основе диагностики способностей и возможностей уч-ся (психологами доказано, что наиболее рациональные отношения складываются в группах от 7 до 10 человек. Поэтому процесс обучения на этапе подготовки к ЕГЭ перестраивается на подгрупповую работу)

Основная форма учебной деятельности – взаимодействие с уч-ся, сотрудничество, направленное на позитивность развития и обучения

Результат

Всего за 5 лет школу закончили 207 учащихся

Из них поступили в ВУЗы 27, ССУЗы 77 , трудоустроились 66 , ушли в армию сразу после школы 34. Во время обучения в школе получили начальное профессиональное образование: автодело 79 уч-ся, парикмахерское дело 82 уч-ся, швейное дело31 , оператор ПЭВМ 88 уч-ся.

В целом за время обучения отмечается рост стрессоустойчивости, повышение профессиональной зрелости, учащиеся адекватно выбирают профессию, планируют свой профессиональный путь, овладевают навыками конструктивного взаимодействия с окружающими и большинство учащихся – 98 % адаптируются в ближайшем окружении, находят свою социальную роль в обществе.

Уч-ся учатся выполнять требования, предъявляемые к уровню их обученности, осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования

Овладевают умениями учиться, определять границы и дефицит своих знаний, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем, строить алгоритм своих действий

Овладевают умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.) которые дают возможности решать большой круг социально-ориентированных и личностных задач.

Приобретают широкий социальный опыт, позволяющий им ориентироваться в окружающем мире, находить в нем свое место
От социальной некомпетентности постепенно переходим к тесному сотрудничеству в референтной группе, к дружелюбному общению

Возрастают показатели готовности помогать окружающим, развивается чувство ответственности, уровень эмпатии. Учащиеся стали более альтруистичными, способными к компромиссному общению, многие определяются с выбором профессии.

В целом учащиеся приобретают позитивную жизненную позицию, пересматривают свои взгляды на жизнь. Из «хронических неудачников» становятся социальнополезными людьми, способными не только адаптироваться к микросреде, но и активно изменять ее.

Соколова Людмила Ивановна17.10.2013 14770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar