РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе. Образцова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
города Балаково Саратовская область,
стаж педагогической работы 30 лет,
высшая квалификационная категория

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: 

  • существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованность ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю, что большинство малышей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаю к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения детей такому виду деятельности обращаюсь к специально разработанному циклу уроков.

Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Учитываю отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы.

Все такие уроки характеризуются примерно одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе знакомлю детей со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа распределяю детей на инициативные группы. С учётом работы с детьми это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках данного цикла такое деление является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности пересаживаю детей в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп продумываю заранее с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильных детей объединяю в группы «аналитиков» и « испытателей».

Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности. 

Строится его по – разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. 

В ходе его на первом уроке цикла подготавливаю общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректирую при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составление детьми опорной таблицы, использованные для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов провожу в виде «мозгового» штурма». Это один из специфических приёмов совместной деятельности, применяемый и среди групп старшего возраста. Сам приём несколько труден для первоклассников. Поэтому направляю работу детей так, чтобы результатом « мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль « аналитиков», которым корректирую предложения остальных детей. 

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. 

В ходе этого этапа осуществляю разработку основных разделов проекта. Работу провожу в группах. Причем работа может быть организована по – разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем каждой группе поручаю разработку своего раздела и повышаю этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока включаю ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Для всех уроков цикла выбираю единую технологию работы групп. Начинают работу «экспериментаторы» Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «экспериментаторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. 

На этом этапе главную роль отвожу «испытателям». Но это не ущемляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. 

Это в основном обучающий этап, в ходе которого приучаю детей анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Привожу пример моей работы над проектом на уроках литературного чтения.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:
Былина как литературный жанр
(проектная деятельность; создание опорной таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: характеристику былины как жанра, её определение; виды былин; в чём заключается отличие былины от сказки, от легенды, сказочной повести.

Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности. Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о завершении нескольких разделов, связанных с изучением былин, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать полученную информацию, необходимо научиться её обрабатывать и систематизировать.
- Какие формы систематизации вы можете предложить? (Варианты проектов: альбом, памятка, презентация, буклет, игра, опорная таблица…)
Выбор останавливаем на опорной таблице.

3. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию
Задача: создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре.

4. Подготовка к созданию проекта.

- Назовите основные этапы создания проекта.
  1. Организвационный – распределение детей на инициативные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»;
  2. Формулирование темы и целей деятельности;
  3. Подготовительный – готовят первый план деятельности по разработке проекта, корректируют его, получают продукт.
  4. Работа в группах (наблюдения, систематизируют, иллюстрируют, апробируют);
  5. Практическое применение проекта;
  6. Самоанализ положительные и отрицательные стороны деятельности.
  7. Подведение итогов.)
- Ставим задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. Предлагаются идеи, «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.

На доске помещают заготовки для проекта в разделе «Сборка»

5. Основной этап создания проекта.

1) Формулирование определения былины.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.
Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.
Былина – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Былина - прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Прикрепляем в первый раздел нужную формулировку.
- Что такое былина? Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

2) Классификация былин по различным признакам.

Учитель предлагает признаки классификации былин.
По содержанию былины делятся на два цикла: киевский и новгородский.
Учитель предлагает «Экспериментаторам» поработать с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы. «Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций.
«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.
(Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах).
«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов былин нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела.

3) Определение особенностей былин.

«Экспериментаторы» зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины.
(Признак музыкального, песенного исполнения;
  • речитатив - это не разговорный язык, а как бы условно уставной былинный сказ или распев;
  • повторы;
  • испытание;
  • эпические герои;
  • чёрная сила;
  • необычное место действия.
«Аналитики» повторяют признаки былины.

«Иллюстраторы» подбирают соответствующие условные обозначения

4) Определение черт отличия былины от других сходных жанров.

- Будем работать с различными источниками информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды.
«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров
  • Былина Сказочная повесть Легенда
  • Стихотворный форма.
  • Гипербола.
  • Песенный характер. Большой объём.
  • Делится на главы.
  • Несколько героев.
  • Рассказано о многих событиях в жизни героев.
  • События происходят в течение долгого времени. Объяснение происхождения или существования какого – нибудь предмета или явления
5) Определение особенностей языка былины.

- В данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «Иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка былины.

Задача «Аналитиков» - особые слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

«Богатырский словарь» - архаизмы:
  • Колчан - футляр для стрел
  • Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
  • Палица - старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
  • Ножны - футляр для меча или кинжала
  • Шлем - воинский доспех, защищающий голову
  • Сбруя - принадлежность для упряжи
  • Щит - округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
  • Гипербола (преувеличение).
Богатыри подбрасывают тяжелые камни в поднебесье, их шлемы весят несколько пудов, мечи такие, что простым смертным не поднять. И не только богатыри изображаются - их враги тоже сильно преувеличены: громадны, жадны, уродливы.

Сравнения: быстрый, как ветер; красна, как солнышко; могучий, словно громадина.

Эпитеты: богатырь - могучий; князь - ласковый, красно солнышко; враг - поганый.

Старинные слова, они называются архаизмами, уважительные диалоги при встрече богатырей, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивые выражения в былинах.

«Исследователи» составляют мини – зарисовку по иллюстрации к былине.

6) Определение особенностей цветовой гаммы

- По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в былинах. Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету.

- Сопоставьте ситуации, когда упоминаются разные цвета.

Учитель прикрепляет на доску карточки разные цвета: зелёный - бесстрашие, синий - тишина, красный - оберег, чёрный – зло, белый – искрящийся цвет ( выполняют дети из любой группы). После высказываний детей карточки переворачиваются и помещаются в 6 раздел.

6. Этап испытания проекта.

В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былине как о жанре.
«Исследователи» будут проводить испытание созданного проекта по очереди с опорой на составленную таблицу.

7. Итоги урока.

- Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале урока?
(Учиться обрабатывать и систематизировать информацию; создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре).
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

Предлагаю пример оформления учебного проекта.

Учебный проект «Былины как жанр»


Содержание

  1. Автор проекта
  2. Название проекта
  3. Предмет, возраст учащихся
  4. Визитная карточка проекта
  5. Краткая аннотация проекта
  6. Направляющие вопросы
  7. План проекта
  8. Публикация учителя
  9. Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
  10. Пример ученической работы
  11. Описание процедур оценивания
  12. Дидактические материалы
  13. Список литературы
Автор проекта Образцова Людмила Николаевна
Название проекта
«Былина как литературный жанр»
Предмет, возраст учащихся
Литературное чтение, 10 – 11 лет
Визитная карточка проекта
Автор проекта: Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МБОУ № 16 г. Балаково Саратовской области. Название темы учебного проекта: "Былина как литературный жанр ". Краткое содержание проекта: Проект по литературному чтению для учащихся начальных классов по теме "Былины". Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Задача проекта - вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность. Дети коллективно обсуждают задания, выполняют практические работы, формулируют выводы, применяют элементы исследования, чтобы узнать новые сведения по теме. Проект рассчитан на 3 урока ,4 индивидуальных занятияи родительское собрание. Результаты самостоятельной работы познавательной работы учеников оформляются в виде буклета, презентации, таблицы. Основа проекта: ГОСТ 4 поколения. Дидактические цели: После завершения проекта учащиеся смогут: познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время посещения кружка «Мы – исследователи»), а также в рамках недели литературы.
Краткая аннотация проекта
Учебный проект «Былина как литературный жанр» реализует часть школьной программы по литературному чтению. Работа над проектом даст возможность учащимся узнать об истории возникновения и бытования былин, о жанровых особенностях этих уникальных фольклорных произведений, о месте и значении былин в культуре русского народа и об их влиянии на развитие искусства (живописи и музыки).
В ходе реализации проекта учащиеся смогут познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время посещения кружка «Мы – исследователи»), а также в рамках недели литературы.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос - Почему людям необходимо помнить о прошлом?
Проблемные вопросы - Чем уникальны былины? - Чем отличаются от других жанров? - Зачем на Руси слагали былины?
Учебные вопросы
- Где и когда были созданы былины?
- Как исполнялись былины?
- В чём своеобразие былин как жанра фольклора?
- Герои былин. Кто они?
- В чём особенности былинной речи?
- Какой след оставили былины в русском искусстве?
План проекта
Подготовительный этап.
Перед началом работы над проектом подготовим представление родителям учеников краткой информации о проектном методе учения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов, фотографий детей, буклет для родителей.
Подготовка информационного материала, рекомендации по ознакомлению с ресурсами по теме, разработка методического и дидактического материалы.

Этап 1 (Урок 1) Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа и анкетирование. Заполнение "Вводных листов" в ходе демонстрации вводной презентации учителя; коллективное составление "Календаря проекта", создание проблемной ситуации, погружение в проект, деление на группы («Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», « Исследователи»), планирование деятельности групп.

Этап 2 (Полторы недели = 1 урок + 2 индивидуальных занятия). Исследования, поиск информации из разных источников (задания выполняются в группах), обсуждение тем и методов исследований.

Этап 3 (2 индивидуальных занятия). Обмен идеями и найденной информацией, создание презентаций, публикаций, таблиц (работа ведётся в кабинете информатики), просмотр фотогалереи по теме: «Богатырский словарь» (Фотографии богатырей в старинном облачении: шлем, науши, сбруя, кольчуга, колчан, палица, щит, сбруя, колчан и т. д.)

Этап 4 ( 1 урок + родительское собрание) обсуждение форм представления результатов работы групп. Презентации проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проектов на открытом уроке в форме научно- практической конференции. Рефлексия. Презентация группы
Постпроектный этап. Внеклассное мероприятие: круглый стол в рамках недели литературы.
Публикация учителя
Внешняя сторона буклета. Внутренняя сторона буклета

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример ученической работы (публикация ученика), рисунки, рефераты

Описание процедур оценивания

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию.

Даю рекомендации для работы в группах по созданию буклета, игр, подбору материала к публикации.

  1. Обсуждаем в группах, какие материалы и с какой целью дети хотели бы разместить.
  2. Распределяем обязанности (поиск информации в библиотеках, Интернете, беседы с родителями и др.)
  3. Подбираем соответствующее оформление (картинки, фотографии, слайды, рисунки)
  4. Оформляем собранный материал в виде буклета.
  5. Обсуждаем собранные материалы, выбираем наиболее значимые и интересные. Рассуждаем, можно ли их объединить в одной публикации.
  6. Размещаем материалы в буклете, обсуждаем материалы в группе.
  7. За консультацией обращаемся к учителю, библиотекарю.
До работы над проектом провожу:
  • «мозговой штурм»,
  • беседу по выявлению уровня готовности к работе над проектом,
  • работу с таблицей «ЗИУ» ( Знаю – Интересуюсь – Умею),
  • деление на группы.
Ученики работают над проектом и выполняют задания:
  • заполнение журнала работы в проекте,
  • обсуждение промежуточных результатов работы,
  • критерии оценивания исследования, презентации, публикации,
  • наблюдение за работой и продвижением групп,
  • собирание материала и составление кластера по теме,
  • работа с таблицей «ЗИУ» ( Знаю – Интересуюсь – Умею).
  • После завершения работы над проектом проводится:
  • оценка работ при их защите (по разработанным критериям),
  • экспертная оценка,
  • работа с таблицей «ЗИУ» (Знаю – Интересуюсь – Умею),
  • круглый стол по итогам проекта,
  • изучение журнала работы в проекте,
  • анкета по самооцениванию деятельности в проекте.
Дидактические материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Учебник, хрестоматия и рабочая тетрадь по литературному чтению для 4 класса ( УМК «Начальная школа ХХI века» Н. В. Виноградовой), детская литература по теме, поурочные разработки к урокам литературного чтения для 4 класса, научно - познавательные журналы, фотографии и рисунки учеников, Интернет ресурсы.

Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.


Оценочный лист для работы творческих групп по проекту «Былина как литературный жанр»

Название исследовательской работы: ___________________________________

Главная цель нашего исследования:   ___________________________________

Основные проблемы (задачи) исследования: ___________________________________

Список использованных работ (библиография): ___________________________________

Информационные ресурсы сети Интернет: _______________________________________   

Дополнительные материалы:  ________________________________
Образцова Людмила Николаевна21.10.2013 132050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar