РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся

Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся Современный этап развития российской системы образования характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное пространство, а как следствие - и на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению. «Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками». 

Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская и проектная деятельность. 

Применение исследовательского метода в обучении нашло своё отражение ещё в эпоху античности. Греческий философ Сократ использовал метод, который представлял исследовательскую беседу с учащимися: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. 

Я. Коменский, основоположник дидактики, был первым из тех, кто считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины», а не потребителя чужих наблюдений и объяснений». 

Наибольшая популярность исследовательского метода в США пришлась на 50-е годы XX столетия. Можно рассмотреть концепцию обучения через «открытия» американского психолога Дж. Брунера. В работе «Процесс обучения» он пишет, что «мы учим не для того, чтобы заставлять детей заучивать наизусть определённые положения науки, а для того, чтобы научить ученика принимать активное участие в добывании знаний» 

Идея исследовательского подхода в обучении впервые была выдвинута отечественным просветителем Н. И. Новиковым во второй половине XVIII века. 

Метод проектов разработан в трудах последователя и ученика Джона Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий» 

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. 

На современном этапе развития отечественного образования возродился интерес к методу проектов и учебному исследованию. Большой интерес представляют педагогические работы А. В. Леонтовича, А. С. Савенкова. 

У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и долговременного исследования. Экспресс – исследование предполагает массовое участие детей по предлагаемой теме. Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта может быть несколько месяцев. Исследования могут быть и теоретическими, и даже фантастическими. Долгосрочные исследования предназначены для наиболее способных детей. 

С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения. 

Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. 

А. И. Савенков выделяет следующие этапы выполнения проекта: выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор материала; обобщение: подготовка проекта; защита проекта. Описывает правила выбора темы исследования, интерес ребёнка к данной теме, посильность её выполнения, возможность раскрыть способности. 

«Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». 

Как отмечает А. И. Савенков, к числу главных отличий научного исследования от всех других видов практики человека обычно относят по меньшей мере три главные особенности. 

В научном исследовании всегда присутствует стремление:
  • определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; 
  • непременно измерять всё то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному; 
  • всегда определять место изучаемого в системе известного; 
В процессе исследования учащийся применяет способы и приёмы исследовательской деятельности, но при этом его деятельность всё-таки не является научной в полном смысле этого слова. 

Не всегда, на наш взгляд, оправдано называть конференции, на которых учащиеся докладывают результаты своих исследований, научными или научно-исследовательскими. Деятельность учащихся, скорее, является учебно-исследовательской.
А. А. Лебедев эти два вида исследовательской деятельности различает по этапам подготовки учащихся к исследовательской деятельности. Учебно-исследовательской деятельностью он называл работу, обеспечивающую приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности. Работа завершается самостоятельным решением задачи, которая уже разработана в науке. Научно-исследовательская деятельность – это работа, выполнение которой даёт новый результат для науки.
«С помощью исследовательского метода возможно формировать такие компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями». 

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. 

Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как: умение видеть проблему; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; и др. 

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает наличие этапов: постановка проблемы; изучение теоретического материала; овладение методикой исследования; сбор материала; его анализ и обобщение; собственные выводы. Основным результатом учебной исследовательской деятельности является получение нового знания 

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в разговорном языке и обыденных представлениях. 

Начнём с понятий «проект» и «проектирование». 

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
В педагогической практике термины «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» часто используются как синонимы. 

По мнению А. И. Савенкова, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. 

«Не всегда в проектировании есть место в исследовательской деятельности ребёнка. Часто это нужно, но можно обойтись без элементов исследовательского поиска». 

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение внутрь. 

А. И. Савенков утверждает, что проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов. 

Автор приводит одну общую для проектов и исследовательских работ школьников схему: актуализация проблемы; определение схемы исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; выбор методов исследования; определение последовательности исследования; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; подготовка отчёта; защита доклада; обсуждение итогов работы. 

Рассмотренные исследования позволяют сделать вывод о том, что проектная и исследовательская деятельность тесно связаны между собой, способствуют формированию и реализации исследовательских компетенций и развитию творческих способностей учащихся. Нам ближе точка зрения А. И. Савенкова. 

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, нам представляется весьма важным аспектом методической работы в школе - формирование исследовательской культуры каждого ученика. 

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.
 
Мы считаем, что в научно-педагогической литературе, изученной нами, мало уделяют внимания условиям организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе. 

Необходимым условием организации исследовательской деятельности учащихся является наличие навыков научного исследования у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. 

Поэтому организацией исследовательской деятельности учащихся должен заниматься учитель-исследователь.
Следовательно, для учителей в школе должно быть создано образовательное пространство. 

В нашей школе создана постоянно действующая творческая лаборатория учителей-предметников мотивированных к занятию с учащимися проектной и исследовательской деятельностью. Цель лаборатории – создать образовательное пространство для учителей по теоретическим и практическим вопросам. Лаборатория способствует непрерывному совершенствованию у учителей уровня педагогической компетенции в организации исследовательской и проектной деятельности. В лаборатории создаётся подборка методической литературы по вопросам исследовательской деятельности, проводятся семинары. 

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности мы начали с проведения диагностики обучающихся на выявление проектных умений. На основе полученных данных создавался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. 

Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно. Это тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.
Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. На родительских собраниях познакомили родительскую общественность со стандартами второго поколения и моделью организации исследовательской деятельности. 

Общие сведения об исследовательской и проектной деятельности школьники могут получить при изучении элективного курса «Проектная и исследовательская деятельность по физике». Наряду с теоретическими вопросами идёт и реализация практической части. 

В летний период в пришкольном лагере работает профильный отряд для учащихся 8 классов, работа которого направлена на создание ученических проектов. 

Для организации исследовательской деятельности привлекаются преподаватели Вузов. Реализация этого условия предполагает, что школы должны иметь с вузами договор о сотрудничестве. 

При организации исследовательской деятельности учащихся учителю предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:
  • выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; 
  • сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства и т. п.); 
  • сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы; 
  • приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; 
  • сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить; 
  • развить коммуникативные способности. 
Таким образом, исходя из анализа теории и практики, можно сделать вывод о том, что для организации исследовательской и проектной деятельности необходимы педагогические условия. 

В основе исследовательской и проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы, кроме всего прочего, необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, творческим подходом к решению проблем, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. 

Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. 

Снижение интереса школьников к изучению литературы, понижение творческой активности учеников заставило автора опыта задуматься над этой проблемой. Более глубоко была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме мотивации учения и сделан вывод о необходимости развития творческой составляющей у учащихся. 

На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературы.

Актуальность опыта 

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе. 

На современном этапе организации образовательного процесса в школе всё большей популярностью пользуется исследовательская деятельность. Эта технология способствует развитию самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. 

В последнее время интерес учеников к изучению литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока. 

Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческих способностей? 

Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника. 

Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение исследовательской технологии на уроках литературы.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по–прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием. 

Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:
  • возникновение идеи или проблемы; 
  • решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование); 
  • реализация идеи на практике. 
Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга. 

При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. 

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; 
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях; 
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; 
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки. 
К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:
  • информационно-реферативные; 
  • проблемно-реферативные; 
  • экспериментальные; 
  • натуралистические и описательные; 
  • исследовательские. 
Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. 

В результате изучения методической и психолого-педагогической литературы автором опыта был сформулирован вывод: чтобы добиться повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, нужно сделать обучение желанным процессом. А это возможно благодаря развитию творческих способностей школьников. Возник новый вопрос: какая технология может способствовать развитию у детей творческих способностей, поможет ученику стать творческой личностью? 

Для решения этой проблемы мы определились со спектром способностей, которыми должна обладать творческая личность. В этом нам помогла найти книга «Поиск новых путей: из опыта работы» (С.Н.Громцева). 

К творческим способностям следует отнести:
  • стремление исследовать и открывать новое; 
  • гибкость в мышлении; 
  • способность находить нестандартные пути решения проблемы. 
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения для развития творческой личности недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса и продуктивно развивать креативную личность, является исследовательский метод, представляющий собой систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе исследования под контролем учителя. Результаты ученического исследования должны иметь практическую значимость. 

Именно этими идеями педагогической науки и руководствуется автор данного опыта. 

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской деятельности на уроках литературы.
Бабина Юлия Александровна27.10.2013 25110 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar