РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Междисциплинарный подход как основа профилактики состояний риска

Междисциплинарный подход как основа профилактики состояний риска Волкова М.Н. 
социальный педагог МБ ОУ Газопроводской СОШ
Починковского района
Нижегородской области


Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска».
Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков асоциального поведения. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бродяжнический образ жизни и предоставлены сами себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат – повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи – потрясает своей статистикой. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. 

Перед педагогическим коллективом встают извечные вопросы:
  • что делать? кто виноват? 
Перед школой встал вопрос о создании новой системы в сфере профилактики. Работа по профилактике асоциального поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. 

Решить эти задачи невозможно в одиночку. Поэтому для их решения наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разных ведомственных принадлежностей: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить проблемы в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице. Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте. Главная задача состоит в том, чтобы преодолеть различия в узкопрофессиональных интересах для того, чтобы создать успешные модели защиты детства, основанные именно на междисциплинарном подходе. 

Школой совместно с ПДН ОВД, КДН и ЗП, органами социальной защиты населения, центральной районной больницей, центрами дополнительного образования была разработана программа совместных профилактических действий, где объединенные одной целью, каждое ведомство имело свои задачи. 

В рамках данной программы с учащимися школы проводятся беседы: «Умение жить среди людей», «Вредные привычки. Как сказать нет?», «Свобода и ответственность», «Как не стать жертвой преступления», с участием врача-нарколога, инспектора ПДН ОВД, социального педагога школы. Психолог ГУ «КЦСОН Починковского района» провела занятия в тренинговом режиме «Быть уверенным – это здорово!», «Учитесь властвовать собой». Образовательным учреждением и центром занятости населения были проведены психологический практикум для старшеклассников «группы риска» «Как устроиться на работу». С участием представителей всех ведомств были проведены диспуты «Проблема отцов и детей в современном обществе», «Преступление и наказание», «Здоровье нации в XXI веке», «Наши права = нашим обязанностям». Регулярно проводились индивидуальные беседы и консультации для детей. 

Особое место в программе было отведено работе с семьей, т.к. традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально, как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. 

Для родителей были проведены лектории на темы: «Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления», с участием инспектора ПДН ОВД, «Дороги, которые мы выбираем», с участием классных руководителей 9-11 классов, психолога, «Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие», с участием врача-нарколога, инспектора ПДН ОВД, социального педагога школы, «Семейное воспитание и здоровье наших детей» с участием подросткового врача, психолога.
Каждую субботу были организованы консультации для родителей, темы которых выбирались по желанию родителей. Исходя из предложенных родителями тем, в школу приглашались специалисты тех ведомств, которые максимально правильно и четко могли бы дать рекомендации по волнующему вопросу. Так же большим «помощником» в общении школы и родителей является школьный сайт, где каждый родитель может посмотреть и обсудить необходимую для него информацию или проблему.
В семьи «группы риска» 4 раза в год, и по необходимости, совершались совместные рейды работников школы, ОВД, КДН и ЗП, социальной защиты, органов опеки и попечительства для оказания социально-педагогической, психолого-социальной и правовой помощи. 

В нашей школе 14 кружков и 8 спортивных секций. Совместно с «Центром дополнительного образования» в школе были организованы еще 5 кружков, а также на базе нашей школы функционировали еще 3 спортивные секции от ДЮКФП. Т.о. каждый учащийся в соответствии со своими склонностями и способностями мог заняться в свободное время. Это дало отличные результаты – 92% обучающихся заняты дополнительным образованием. С «проблемными» учащимися нашей школы были проведены индивидуальные беседы с целью выяснения интересов и склонностей, после которых были организованы встречи с педагогами дополнительного образования, кружки или секции которых соответствовали интересам конкретного ребенка. После бесед все дети, стоящие на различных профилактических учетах, определились в кружки или секции школы в соответствии со своими интересами. 

В итоге междисциплинарный подход к решению проблем асоциального поведения дал свой результаты:
  • количество семей «группы риска» снизилось с 4 семей до 2; 
  • количество обучающихся, стоящих на профилактических учетах, снизилось с 7 до 4 человек; 
  • за период летних каникул учащимся нашей школы было совершено 1 правонарушение, за аналогичный период прошлого года подобных правонарушений было 3; 
  • важнейшим результатом стало вовлечение «проблемных» детей в полноценную школьную жизнь, где они стали полноценными членами своих классных коллективов. 
Хотелось бы верить, что благодаря проделанной работе улучшились и межличностные отношения детей и родителей, а проблема «отцов и детей» перестала быть такой острой.

Литература:
  1. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт.-сост. Е.Ю. Лялина – 2-изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231с. ISBN 978-5-7057-1075-1 
  2. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – с.3-28 – (Педагогика. Психология. Управление) ISBN 978-5-94665-513-2 
  3. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. -192с. –(Классному руководителю) ISBN 5-98923-031-1
Волкова Марина Николаевна30.10.2013 8940 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar