РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Интерактивные формы внедрения Олимпийского образования."

Соболева Любовь Владимировна
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 93
г. Краснодар, ул. 1 Мая, 93
Телефон: (861)252-67-97,
Факс: (861)252-67-97
E-mail: school93@kubannet.ru


Олимпийское образование – распространение знаний об Олимпийских играх и Олимпийском движении. Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: « В современном мире, имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию». 

Олимпийское образование в школе предполагает формирование у учащихся определенной системы знаний, мотивацию интересов, ценностных ориентаций и установок. Олимпийское образование - это процесс и результат усвоения знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Олимпийское образование включает: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. 

Задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека. Олимпийское и паралимпийское образование открывает новые возможности в процессе воспитания, это стержень для формирования нравственных основ личности. Олимпийское и паралимпийское образование меняет отношение молодежи к себе, к миру, к природе, прививает культуру здорового образа жизни, способствует систематическим занятиям спортом, развивает стремление к самосовершенствованию, учит взаимопониманию, нравственности, толерантности.
Занятия, интерактивные игры, тренинги помогают развивать в себе смелость, решительность, уважение к другим людям. У учащихся формируется целостное представление о системе олимпийских и паралимпийских ценностей, как ключевых жизненных принципах. 

Жители каждой страны, в которой проходят Олимпийские игры, и особенно города—организаторы Игр, проявляют повышенный интерес к истории Олимпийского движения, сути олимпийских и паралимпийских ценностей и идеалов. Молодежь интересуется именами знаменитых олимпийских чемпионов, спецификой различных видов спорта, важнейшими атрибутами Олимпийских игр (эстафета олимпийского огня, олимпийская клятва, талисманы Олимпийских игр). 

На современном этапе олимпийское и паралимпийское образование становится школой воспитания благородства и нравственной чистоты, способствует формированию образа жизни, основанного, как говорится в Олимпийской хартии, "на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам". Олимпийское и паралимпийское образование способствует прогрессу в совершенствовании воспитания молодого поколения, распространении олимпийской философии и улучшении здоровья детей и подростков. Происходит процесс превращения ученика из объекта воспитания в субъект активной творческой деятельности. 

Система олимпийского образования включает три уровня — популярный, академический и профессиональный.

Уровень первый: популярный 

Цель этого уровня — заинтересовать максимально широкую аудиторию тематикой Олимпийского и Паралимпийского движения. Знания об олимпийских и паралимпийских ценностях, истории Игр и многие другие понятия преподносятся в наиболее доступной форме. Один из ярких и интересных продуктов популярного уровня — "олимпийская прививка". "Прививки" проходят в виде семинаров,тренинги с участием известных спортсменов и ориентированы на самую разнообразную аудиторию. 

Уровень второй: академический 

Министерством образования и науки рекомендованы к внедрению программы, разработанные для школ и вузов. Олимпийская и паралимпийская тематика включена в программы 11 предметов основной школы. Содержание олимпийских программ включает базовые знания об истории и философии олимпийского и паралимпийского движений, информацию о подготовке к Играм в Сочи, о деятельности органов управления олимпийским движением, а также о стратегическом видении сочинской Олимпиады и наследии Игр. 

Уровень третий: профессиональный 

В Сочи впервые за всю историю Игр появилось высшее учебное заведение, которое станет готовить специалистов международного уровня в области спортивного менеджмента,— Российский международный олимпийский университет.
Ценность этого университета в том, что он не только позволит подготовить и переподготовить специалистов, которые будут организовывать крупные всероссийские и международные соревнования, но и в том, что он создаст научную базу для развития образования в спортивной сфере. 

Школьники и студенты — важная целевая аудитория олимпийского образования, которой уделяется большое внимание.
Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 93 города Краснодара работает над целостной системой воспитания, основанного на изучении ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения, воспитания ребенка, ориентированного на общечеловеческие ценности, переведенные в собственные убеждения и жизненные принципы, на потребность формировать и развивать свое физическое и нравственное здоровье. Педагоги и учащиеся нашей школы приняли активное участие в акции «365 дней до начала Олимпийских игр». В рамках данного мероприятия проведены классные часы, диспуты и викторины. 

Большую роль в системе олимпийского образования играют добровольные помощники Оргкомитета "Сочи 2014" — волонтеры.
Коллектив нашей школы ведет активное сотрудничество с волонтерами студентами Кубанского государственного университета. Волонтерские отряды КубГУ – наши частые гости. 

Во время встреч с волонтерами школьники познакомились с историей Олимпийских игр, олимпийскими ценностями, традициями и принципами. Студенты рассказали о волонтерском движении, его возможностях, перспективах, интересных делах и проектах. Учащиеся с большим удовольствием смотрели презентации, принимали участие в викторинах, они были очень позитивно настроены, проявляли большой интерес к Олимпийским играм, к волонтерскому движению и выразили желание вступить в его ряды! Одна из таких встреч завершилась девизом, который учащиеся стоя, взявшись за руки и хором произносили «Встанем за руки взявшись, в ладонь- ладонь в каждом сердце зажигается олимпийский огонь!» 

Интеграция олимпийской тематики в школьную программу происходит в ненавязчивой, интересной форме. При этом внедренные олимпийские знания не увеличивают нагрузку на школьников. 

Сегодня во многих российских школах и вузах ведутся олимпийские уроки. Все эти уроки — один из элементов масштабной системы олимпийского образования. В зависимости от того, чему посвящен урок, учащиеся узнают об истории проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, их ценностях, талисманах, великих спортсменах. 

Более красочным и познавательным станет урок с использованием новых информационных технологий обучения, которые позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Безусловно, использование информационно-компьютерных технологий приводит к мотивации роста и эмоциональной выразительности урока. 

Мультимедийный урок, представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования. 

Уровень наглядности интерактивного пособия значительно выше, чем плакат с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации. А так же такой урок можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации с учетом этапа обучения и индивидуальных интересов учителя. 

В рамках реализации плана школы по олимпийскому образованию и изучению теоритической части материала по физической культуре проведены мультимедийные уроки в 5-ых классах по теме «Возникновение олимпийских игр». Такие уроки являются небольшим виртуальным экскурсом в историю зарождения олимпийских игр. Цель урока - изучение основных событий возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции. Учащиеся с огромным вниманием воспринимают материал презентации. Для детей такого возраста большой интерес представляют события древности с их любимыми героями Гераклом, Зевсом. Учащиеся на уроках более подробно ознакомились с видами состязаний, которые включались в программу Олимпийских игр, выучили географическое месторасположение того священного места где зародились Игры и зажигался олимпийский огонь, исторические термины и даты. Неподдельный интерес у учащихся вызвал один из олимпийских ритуалов, окрашенная особой эмоциональностью церемония зажжения огня. 

Уроки проходили в форме беседы, ребята охотно старались показать свои знания и даже пытались провести параллель между состязаниями античных игр и спортивными соревнованиями современности. Например: из каких видов состоял пентатлон и что включает в себя современное пятиборье. Для того, чтобы проверить как учащиеся освоили материал предлагается компьютерное тестирование, где школьники должны выбрать правильный вариант ответа по изученной теме. 

Для учащихся основной школы мы составили и провели викторину «Олимпийские знатоки» 

Цели и задачи
  • Познакомить с историческими фактами мировых олимпиад. 
  • Пропагандировать олимпийское движение. 
  • Воспитывать патриотические чувства. 
Викторина «Олимпийские знатоки» сопровождается презентацией,
проводиться как соревнование между командами, а может проверка знаний отдельных учащихся. Команды по очереди выбирают тему и вопрос. 

Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Исходя из опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры, особенно накануне Олимпийских игр при изучении тематики по Олимпийскому движению необходимо использование интерактивных форм обучения, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять кругозор олимпийских знаний.

Литература
  1. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994. 
  2. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984. 
  3. ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». Allrightsreserved.1991–2012 
  4. Родиченко В.С. и др. «Твой олимпийский учебник»: пособие для учреждений образования России. – М.: «Физкультура и спорт», 1996
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены