РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование патриотических ценностей и идеалов средствами школьного клуба.

Формирование патриотических ценностей и идеалов  средствами школьного клуба. Спивакова Наталья Эрнстовна, 
учитель истории и кубановедения,
руководитель школьного
клуба «Кубанская старина»
МБОУ СОШ № 55 г. Краснодара 

Школа – это одна из сложнейших социальных систем. Любая школа, организуя учебно-воспитательное пространство, ориентируется на Закон «Об образовании», на нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Между тем, каждую школу отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы. Патриотическое воспитание учащихся – один из ценностных ориентиров нашей школы. 

Школьный клуб – одна из форм организации досуга учащихся, он объединяет ребят разного возраста и разных классов, помогает укрепить общешкольный ученический коллектив, организацию самоуправления, даёт возможность выстроить системную работу по воспитанию гражданина и патриота. 

Наш школьный поисково – исследовательский клуб «Кубанская старина» создан в 2009 -2010 учебном году, по инициативе Совета школьного самоуправления. 

Клуб создавался с целью:
  1. Воспитания у детей и подростков гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов. 
  2. Приобщения молодёжи к историческому и духовному наследию города и края, через практическое участие в сборе и хранении документом, их изучении. В нём объединились ученики с 5 по 11 класс, которые проявляют интерес к истории своего края, собирают исторические реликвии, экспонаты, создали школьный Уголок старины, выезжают на экскурсии – экспедиции по Краснодарскому краю, изучают и обобщают материалы, выступают на школьных городских, всероссийских научно – практических конференциях, распространяют свой опыт. 
Остановлюсь подробнее на системе работы клуба «Кубанская старина». 

На общем собрании учащихся школы был выбран Совет клуба.
  1. Совет клуба осуществляет руководство клубом 
  2. В Совет избираются наиболее активные учащиеся, их у нас 5 человек. 
  3. Решение Совета принимается большинством голосов. 
  4. Куратором объединения является зам.директора по воспитательной работе, учителя истории и кубановедения. 
Выбранный Совет предложил построить работу клуба «Кубанская старина» по следующим направлениям:
Направление «Они защищали Родину». 

Вся работа клуба в этом направлении направлена на сохранение преемственности поколений в вопросах героической истории нашей страны, подготовку празднования юбилейных дат Великой Победы(65-летия Победы, 70-летия освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, 70-летия Победы). В течение всех лет члены клуба собирают материалы, документальные и вещественные реликвии военной поры, встречаются с ветеранами. Ведётся поисково-исследовательская работа о родственниках учащихся - ветеранах ВОВ.

Учащиеся 5-11 классов участвуют в поисково-исследовательской работе в соответствии со своими интересами. С чего начинается работа? Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Моя задача, как руководителя – создать
положительную мотивацию, дать комплекс необходимых знаний для написания творческих работ. Это может быть групповая лекция или индивидуальная консультация, на которой учащиеся знакомятся с правилами оформления работы, методами исследования, принципами работы с источниками. В ходе индивидуальных консультаций по выбранным темам я помогаю учащемуся составить план работы по теме, определиться с источниками, выбрать соответствующие методы исследования.
Весь собранный материал оформляется в Книгу памяти школы. В нашей школе есть традиция проведения уроков памяти, на которых учащиеся-исследователи, выступают с результатами своей работы. Это позволяет ребятам развивать навыки общения, самореализации. 

Свои проекты клубовцы представляют и на различных научно-практических конференциях:
  • на ежегодных встречах учащихся с участниками сражений Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий работы «Женщины на войне», «Боевой путь моего прадеда», где объектами исследования стали участники и ветераны ВОВ, прабабушки и прадедушки наших школьников, получили первое место - 2011год) 
  • на соренованиях молодых исследователей Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в ЮФО в 2013 году мои воспитанники выступят с проектом «История названий улиц города Краснодара: улица имени С.Д. Передерия» - о воине-артиллеристе, геройски погибшем при защите города в августе 1942 года. 
  • творческий конкурс научно-исследовательских рефератов, посвящённых 280 годовщине со дня рождения великого русского полководца А.В. Суворова, 1 место -2010 год 
Направление «Твоя родословная». 

Проводятся семейные конкурсы, составляются родословные семей, записываются воспоминания бабушек и дедушек, ведется поиск историй своих фамилий. 

Направление «Живые истоки». 

Собираются материалы и предметы материальной культуры, организуются выставки с использованием собранных экспонатов, итогом работы стали уже традиционные праздники «Кубанское подворье».Направление «Школьные годы чудесные».
Ребята по крупицам собирают материалы о родной школе. Источниками информации стали воспоминания старейших учителей и ветеранов школы, проводились опросы в микрорайоне. Члены кружка проводили беседы с бывшими выпускниками, которые стали известными в городе и крае, собирали о них информацию, беседовали с их родственниками и детьми. Так была восстановлена краткая история школы и получена информация о ее выпускниках. Итогом стала исследовательская работа ученицы 11а класса Спиваковой Дарьи класса «История школы». К 50-летнему юбилею школы составляется Летопись школы.
Направление «Уголок старины». 

Начало работы кружка связано с созданием музейного уголка.Весь накопленный материал анализируется, классифицируется, оформляется и систематизируется самими учащимися. В настоящее время собрано более 50 экспонатов, есть коллекция монет.
Работа клуба «Кубанская старина» отражается в печатном органе школы - газете «Родник». 

И ещё об одном аспекте работы школьного клуба хотелось бы сказать. Патриотом человек не может родиться, он им становится постепенно, по мере развития личности, а в этом становлении важную роль играет системное взаимодействие семьи и школы.
Первой ступенью формирования патриотизма является воспитание родственных чувств к своим родным: маме, папе, бабушке, дедушке. Целенаправленная деятельность клуба позволяет организовать такое взаимодействие между школой и родителями, которое максимально вовлекает в поисково – исследовательскую работу всю семью подростка. 

Вся деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством, ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном клубе формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому и духовному наследию Краснодара и края, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.
Спивакова Наталья Эрнстовна31.10.2013 9090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar