РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование доровьесберегающих технологии на уроках в начальных классах

Использование доровьесберегающих технологии на уроках в начальных классах Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ с. Кошки муниципальный район
Кошкинский Самарской области
Белосвет Валентиной Викторовной
(из опыта работы) 

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ это – ценный дар, данный природой, заменить который нельзя ничем. Однако люди не заботятся о нем так, как это необходимо. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, в наше время она становится первостепенной. Его нельзя удержать лекарствами, но есть другие различные средства. 

Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученными разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. 

Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важнейший фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и его полноценное участие в физическом и умственном труде, общественной и личной жизни. Поэтому тема сохранения и укрепления здоровья актуальна в наши дни. 

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития. Но в то же время школьные факторы риска (условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т. д.) негативно влияют на их здоровье. 

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся, которое можно устранить, если оптимизировать физическую и эмоциональную активность. Для этого следует использовать различные виды деятельности и всевозможные средства восстановления работоспособности. 

В 1 класс ко мне пришли 28 детей:
  • с нарушением осанки – 6 человек, что составляло 21,4%; 
  • с плоскостопием - 4 человека, что составляло 14,2% учащихся; 
  • часто болеющие – 7, что составляло 25%. 
Таким образом, более 60% учащихся детей с серьезными нарушениями в здоровье. 

Поэтому я стала применять здоровьесберегающую технологию, так как это - шанс решить проблему сохранения и укрепления здоровья своих учеников. Провожу работу осознанно, комплексно, постоянно, используя элементы методик Смирнова Н.К., Селевко Г.К., Щурковой Н.Е, Амонашвили Ш.А, Дьяченко В.К. 

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное. 

Физическое здоровье. 

Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную долгую жизнь. Мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, на головной мозг и позволяет развивать умственные способности. Регулярные занятия физкультурой укрепляют сердце, улучшают функцию дыхательной системы, но двигательная активность школьников в течение дня не соответствует двигательному оптимуму и совершенно недостаточна для нормального развития растущего организма. Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляют 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% учащихся начинает отвлекаться от работы. Учитывая это, на уроках провожу физкультминутки для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, для профилактики нарушений осанки и зрения. 

Физкультминутка по математике:

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Физкультминутки носят не только двигательный, но и познавательный характер.

На болоте две лягушки, две зеленые подружки
(Дети изображают лягушат, прыгают)

Утром рано умывались, полотенцем растирались
(Показывают, как умываются, растираются),

Ручками хлопали, ножками топали
(Хлопки руками, притопывание ногами),

Влево, вправо наклонялись
(Наклоны в стороны)

И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
(Руки вперед, вверх, вниз)

Всем друзьям – физкульт-привет
(Прыжок и хлопок)!

-Ребята, а кто из вас утром делает зарядку? Кто делает обтирание тела?
- Для чего нужно по утрам делать зарядку? 

Упражнения для глаз:

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!

Упражнения для глаз укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабляют мышцы глаз, снимают утомление.
Упражнения, корректирующие осанку. 

«Разминаться нужно».

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
( Руки к плечам, потом вверх, спина прямая, снова руки к плечам, потом в стороны и т. д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
(Вращение головой в стороны.)
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
(Приседания.) 

Большую роль в оздоровление детей сыграла поездка всем классом в санаторий «Сергиевские Минеральные Воды». Оздоровление детей было направлено на лечение и профилактику опорно-двигательной и дыхательной системы. Дети занимались лечебной физкультурой, принимали серные и морские ванны, плавали в бассейне, гуляли на свежем воздухе, участвовали в различных мероприятиях. Пятиразовое питание было богато овощами и фруктами.

На уроках строго соблюдаю санитарно-гигиенические правила с учетом возрастных особенностей контингента учащихся:
  1. Веду контроль за воздушно-тепловым режимом классной комнаты, который существенно влияет на функциональное состояние организма – на дыхание, реакцию сердечно-сосудистой системы, иммунный статус, тепловое состояние, а также умственную работоспособность школьников. 
  2. Слежу за световым режимом школьного помещения, так как под действием света изменяются физические и психические реакции в организме человека, повышается общий тонус, поддерживается состояние деятельности. 
  3. Рассаживаю детей, учитывая их антропометрические данные (рост) и состояние здоровья. На уроках обращаю внимание на посадку учеников. 
  4. При составлении расписания ориентируюсь на динамику работоспособности школьников. 
  5. Чередую различные виды деятельности на уроке, учитывая, что смена деятельности должна происходить не позже, чем через 10-15 минут. 
  6. Использую в работе различные виды наглядных пособий: таблицы, схемы, картины и т. д. 
  7. Провожу две физкультминутки за урок, состоящих из трех легких упражнений, повторяющихся по 3-5 раз. 
  8. На моих уроках преобладают положительные эмоции, эмоциональные разрядки. 
Психическое здоровье. 

Физическая активность выступает как предпосылка психического развития ребенка. Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. На разных этапах урока формирую знания детей об окружающем мире, развиваю мышление, побуждаю детей к действиям.
Организационный момент на уроках начинаю с психологического настроя детей. 

Организационный момент. 

1) Дети хором повторяют слова:
Свежесть и бодрость.
Я заряжен энергией.
Я владею своим временем.
Работа приносит успех.
Впереди плодотворный день. 

2) Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас плодотворный день, нужно внимательно слушать, запоминать и работать. 

Я с любовью отношусь к детям, не указываю на их недостатки, а стараюсь их незаметно исправить, используя различные педагогические методы. Ребенок имеет право на ошибку, имеет свою точку зрения, поэтому при выполнении заданий, на уроках ребенку даю право выбора. Такая работа с детьми способствует формированию здоровой психики и, как следствие, психологического здоровья. 

Психическая активность выражается в потребности ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в потребности ребенка в познании самого себя. Поэтому на уроках знакомлю детей с окружающей средой, ее влиянием на человека и как человек оказывает влияние на природу. Учу детей бережно относиться к окружающей среде для того, чтобы сохранить их здоровье. 

Сообщение темы и цели урока. (4 класс, природоведение.) 

На доске записана тема урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога». 

- Ребята, прочитайте тему урока. Кто такие экологи? (Ученые, которые занимаются охраной окружающей среды.)
- А почему нужно охранять окружающую среду? (От загрязнения окружающей среды зависит жизнь и здоровье людей.)
-Приведите примеры, как человек может заболеть от загрязнения окружающей среды.
-Сегодня на уроке мы узнаем, отчего может еще происходить загрязнение окружающей среды. Какие меры охраны должен использовать человек, чтобы сберечь свое здоровье.

Подведение итогов урока. (На этом же уроке.) 

Какие меры предосторожности нужно принять, чтобы планета не заболела? (Ответы детей по таблице, которую составили в ходе урока.) 

Как защитить океан от загрязнения Как спасти тропические леса Как избавиться от мусора 

Создание эффективных химических препаратов «Суда-губки» Вырубать только старые участки Некоторые предметы можно использовать вторично, например, банки, бутылки 
Мусор собирать и сдавать на переработку (складывать в мусорные ящики).
Ограничение отлова рыбы Не распахивать земли, на которых растет лес.
Очистительные сооружении на предприятиях. Обновлять леса новыми насаждениями. Не оставлять в местах отдыха.

Подведение итогов урока. (На этом же уроке.)
Какие меры предосторожности нужно принять, чтобы планета не заболела? (Ответы детей по таблице, которую составили в ходе урока.)
- А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь нужно потрудиться всем людям.)
- Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества.
- Прочитайте вывод к уроку в учебнике.
Если люди погубят природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение тропических лесов, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности. Только сообща люди могут вылечить свою планету.
- О каких международных организациях, служащих делу охраны природы, вы узнали на уроке? (Это Всемирный фонд дикой природы и Гринпис.)
- Какую помощь можем оказать мы с вами в охране окружающей среды?
Задания на дом стараюсь разнообразить и даю свободный выбор действий.
Домашнее задание. (природоведение, 4 класс)
- Из телевизионных передач, газет, журналов узнайте о действиях международных экологических организаций. Придумайте и нарисуйте плакат «Планета заболела». 

На различных этапах урока даю рекомендации по сохранению и укреплению здоровья, как правильно питаться; расширяю знания о продуктах, содержащих питательные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. 

Словарная работа. (Урок русского языка.)
- Из какого растения получилась пшенная каша? (Просо.)
- Как называется зерно у проса? (Пшено.)
- Запишем:
Просо – пшено – пшенная каша.
- Из каких растений, зерен, круп получается манная, пшеничная, гречневая, овсяная каши?
- Запишем:
Пшеница – манная крупа - манная каша.
Пшеница - пшеничная крупа – пшеничная каша.
Овес – овсяные хлопья – овсяная каша.
Гречиха – гречка – гречневая крупа.
- Почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?» (Значит, у человека мало сил.)
- Чем полезны каши? (В кашах содержится много питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности растущего организма, для улучшения обмена веществ, пищеварения.)
- Какую кашу называют «кашей красоты»? (Овсяную кашу.)
-А вы знаете почему? (Эта каша выводит из организма вредные вещества, придает коже свежий, здоровый вид.)
- А сейчас поиграем: я называю кашу, кто ее любит, хлопает в ладоши.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний. (Овсяная каша полезна для организма человека.)

Обобщаю знания детей о разных видах спорта через усвоение программного материала. 

Объяснение нового материала. (Урок русского языка. 4 класс.) 

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Определение». 

Игра «Поймай грамматическую основу». 

- Ребята, давайте поиграем в игру «Поймай грамматическую основу».
-Что такое грамматическая основа? (Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу).
- Я читаю предложения, вы записываете только грамматическую основу. Как вы будете записывать? (С большой буквы, так как подлежащее и сказуемое – это нераспространенное предложение.)
- Даша приехала из далекой Сибири. Она занимается фигурным катанием.
Зимой вместе со своими родителями девочка ходит на лыжах. Летом они путешествуют на катамаранах по сибирским рекам. Дашин папа часто принимает участие в шахматных турнирах.
(Текст после записи грамматической основы дается на доске.)
- Что такое катамаран? (Спортивная лодка.)
- Чем являются остальные слова? (Второстепенными членами.)
- Составьте словосочетания с выделенными словами. Запишите. (Из Сибири
(какой?) далекой, катанием (каким?) фигурным, с родителями (чьими?) своими, по рекам (каким?) сибирским, турнир (какой?) шахматный.
- Прочитайте, какие вопросы мы использовали? (Какой? Каким? Чьими?)
- Слова, которые отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какие? Какое? Чей? Чья? в предложении называются определениями.
- О каких видах спорта говорится в предложениях? (Фигурное катание, ходьба на лыжах, катание на катамаране, игра в шахматы.)
- Какие виды спорта вы еще знаете?
- Для чего нужно заниматься спортом? (Чтобы быть здоровым.)
- Каким видом спорта вы занимаетесь? Что развивает ваш вид спорта?
-Составьте предложения о таких видах спорта, как бадминтон, волейбол, шашки, теннис, содержащие определения. (Игра в шашки оказалась очень увлекательной. Легкий шарик быстро летал над сеткой. Дима принимает теплый душ после игры в теннис. Многие дети любят играть в волейбол.)

Развивать мышление детей – это одна из задач психического здоровья, которая хорошо выполняется на уроках математики.
Проведение устного счета на уроке математики. 

1) - Расположи значения выражений в порядке возрастания.
8*15 Д
76*37 О
84*75 Е
43*28 З
89*45 В
68*24 О
38*71 Р
95*53 Ь

Выражение
Значение выражения
Буква
- Прочитайте полученное слово. Что такое здоровье?
Ответ: здоровье.
2) Выполни вычисления, и ты узнаешь, на сколько отрастают твои волосы за год:
7+5-6+3+8+5-8+25+15-40+1=
Ответ: 15 см.

Упражнения на релаксацию, применяемые на уроках, снимают нервное напряжение, расслабляют мышцы, а также развивают воображение. 

Упражнения на релаксацию:

1)Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают наши пальчики.

2) Представьте себе, что вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела…

Социальное здоровье. 

Вместе с психической активностью развивается социальная активность, когда под руководством учителя раскрывается самосознание ученика. По педагогическому определению, здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
На уроках использую педагогику сотрудничества. После проведения диагностики выявила, что некоторым детям не нравится учиться, но нравится ходить в школу. Процесс обучения требует усидчивости, заучивания (таблицы умножения), многократного повторения, что не нравится детям, которым тяжело дается обучение; но с удовольствием ходят в школу пообщаться с друзьями, учителем. Это говорит о социальном здоровье детей. Дети комфортно чувствуют себя на уроках, не стесняются высказывать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других детей. У ребенка есть свое «Я». Ежегодно поступают в класс новые ученики – возникает проблема: уровень знаний детей значительно ниже тех, кто обучается в нашей школе; в школу они идут с большой тревожностью: как их «примут в коллективе» и как они будут здесь учиться. Моя задача, чтобы период адаптации детей прошел незаметно. 

Каждый ученик в классе имеет поручение, которое с удовольствием выполняет. В 1-2 классах работу выполняли под руководством учителя, а в 3-4 классах они самостоятельно наводят порядок в классе, следят и фиксируют изменения погоды в календаре природы, оформляют стенды, готовят сообщения. Участвуя во внеклассной работе, учащиеся приобретают умения выступать перед другими, преодолевать застенчивость и робость. Внеклассные мероприятия проводим не только в своем классе, но и для первоклассников школы, например: праздник «Осенняя история», «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
Участвовали в районном мероприятии «Кошкин дом». Показывали сцены из школьной и семейной жизни на родительских собраниях. В такой работе формируется не только социальное здоровье, но и нравственное.

Нравственное здоровье 

- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются также необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества – неотъемлемый атрибут обучения и воспитания, учащихся в школе. В наше время – это одна из важных проблем, так как многие взрослые лишены нравственного здоровья, и дети берут с них пример, повторяют слова, которые «загрязняют наш русский язык», не зная их значения. Поэтому на уроках и во внеурочное время провожу мероприятия по правилам поведения, а также стараюсь вовлечь в эту работу родителей.

Работа с родителями 

Одной из форм просветительской работы с родителями являются, конечно, родительские собрания. С 1-го класса я провожу один в четверть родительские лектории по формированию здорового образа жизни учащихся. В первом классе цель таких лекториев: познакомить родителей с некоторыми аспектами успешной раз адаптации детей к школе, с необходимостью соблюдения режима дня. К проведению лекториев приобщаю педагога-психолога, который на основе проведенного анкетирования предоставляет информацию для родителей об особенностях психофизического развития каждого ребенка. Тематика дальнейших родительских лекториев различна, например «Преодоление детских страхов, связанных с семьей и школой», «Гиперактивный ребенок в школе», «Профилактика ОРЗ и гриппа». 

Создание и апробация здоровье-сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе направлено на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости детей. Искусство быть здоровым – это постоянная, ежедневная работа над расширением духовного сознания, мыслительной способности, умением контролировать себя, это достижение нравственной чистоты и постоянное выполнение физических упражнений.

В результате вышеописанной работы достигла следующих результатов: все учащиеся питаются в школе, увеличился интерес к предметам, число детей с плоскостопием осталось на том же уровне, детей с нарушением осанки стало меньше, дети стали посещать кружки, секции, расширился круг их интересов.

Уровень тревожности детей по сравнению с 1 классом значительно снизился, повысилась самооценка учащихся

Педагогический результат – это не только то, что в голове, но и в душе, на лице и в судьбе ученика. Давайте оценивать работу учителя не по объему выданных знаний, а по проявившимся результатам!

Список литературы.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.: Университетское, 1990.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. – М.: Просвещение, 1977.
3. Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.
4. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. - М.: Педагогика, 1975.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: Вако, 2007.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004.
8. Обухова Л.А., Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: Вако, 2004.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2006.
Белосвет Валентина Викторовна31.10.2013 14970 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar