РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогическая работа по личностному и профессиональному самоопределению старшеклассников

Психолого-педагогическая работа по личностному и профессиональному самоопределению старшеклассников Кучевская Г. А.
Преподаватель МБОУ «Новонадеждинской СОШ Городищенского района Волгоградской области»


Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении. По сути дела вся учебно-воспитательная работа должна быть направлена на это. 

Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать внеклассная психолого-педагогическая работа, которую классный руководитель организует и проводит совместно психологом. 

Подчеркну, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старших подростках. Психолог Л. С. Выготский отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Основной критерий развития – центральное новообразование переходного возраста – социальное сознание, перенесенное во внутренний план. Центральное новообразование юношеского возраста – рождение жизненной перспективы, а основная потребность – потребность в самоопределении. 

Ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. В этом возрасте происходит переход от персанализации к индивидуализации, от сознания своего «я» к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие – 18 лет. 

Кроме того, это ещё и переход от юности к молодости; от утверждения и реализации самобытности своего «я» в среде сверстников – к становлению событийности в самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоения в социуме – к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою жизнь. 

Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Этот возраст характерен мечтанием о будущем, с которым связаны все переживания подростков. Отношения в класс становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. 

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. 

Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся юношеского возраста имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей. 

В классном коллективе проведены следующие классные часы по личностному и профессиональному самоопределению старшеклассников: 

«К чему люди стремятся в жизни»

Цели: 
  • Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни 
  • Понимание разницы между материальными и нематериальными целями 
  • Осознание собственных целей 
«Каким мне быть»

Цели:
  • Самопознание учащимися своего «Я» 
  • Формирование стремления к нравственному и личностному самовоспитанию 
«На пути к счастью»

Цели:
  • Побуждение учащихся к выбору целей в жизни 
  • Обучение учащихся совершать обдуманный выбор, формирование силы воли 
«Что в жизни зависит от меня»

Цели:
  • Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к жизни 
  • Осознание себя личностью, отвечающей за себя и свои поступки 
  • Выбор задач самовоспитания 
«Как претворить мечты в реальность»

Цели:
  • Обучение учащихся принятию решений 
  • Формирование активного и деятельного отношения к собственной жизни 
«Мой характер и выбор профессии»

Цели:
  • Выявление учащимися своей профессиональной направленности 
  • Помощь в выборе профессии
Кучевская Галина Алексеевна09.11.2013 10000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar