РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Стадии развития системы непрерывного профессионально-педагогического образования.

Стадии развития системы непрерывного профессионально-педагогического образования. Система педагогического образования, реализуя специфические задачи по подготовке специалистов, осуществляется в социокультурном поле единой государственной образовательной политики. Один из факторов современности- непрерывность. 

Понятия «непрерывный» имеет несколько значений: 
  1. Permanent («перманентный», «непрерывный» - от французского «permanente») отражает осознание недостаточности традиционного образования и обозначает все, что есть сверх и вне этого образования. 
  2. Lifelong («пожизненный», «на протяжении всей жизни») - этот термин вначале трактовался как дословный перевод адекватного французского термина «перманентный», а затем в более буквальном смысле - «образование, длящееся всю жизнь». 
  3. Continuous («сплошной») в буквальном смысле «продолжающееся всю жизнь образование». 
  4. Continuing («продолжающийся») подразумевается образование, которое понимается как случайное, эпизодическое или периодическое краткосрочное возвращение в систему образования в ходе трудовой деятельности. 
Образование должно стать таким социальным институтом, который позволит учиться непрерывно, и обеспечит возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
«Непрерывное профессиональное образование» наиболее полно отвечает требованиям наступившего века и постепенно утверждается в различных сферах жизнедеятельности российского общества. Несмотря на разногласия в определении «профессионального непрерывного образования», многие ученые сходятся в одном - непрерывное образование предполагает воспитание и самовоспитание личности, раскрытие ее творческого потенциала в процессе личностного и профессионального роста, стремление к непрерывному совершенствованию интеллекта через реализацию собственных потребностей, умений приобретать и систематизировать знания. 

Профессиональная деятельность педагога постоянно рассматривается в контексте совершенствования непрерывного педагогического образования. Авторы исследования истоков непрерывного образования полагают, что эта идея была высказана древнегреческими философами Платоном и Аристотелем, находит отражение в гуманистических взглядах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М.А. Вольтера и др. К.Д. Ушинский главную задачу видел в том, чтобы развить в учениках способность и желание «учиться всю жизнь» Д.И. Писарев подчеркивал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». 

Таким образом, необходимо отметить, что идея непрерывного образования зародилась в древности, но, в тоже время, постоянно претерпевала изменения. «Сам факт выдвижения идеи непрерывного образования имеет непосредственное отношение к фундаментальным для развития современной цивилизации процессам, связанным с качественными изменениями в социальной роли образования». Проблеме периодизации истории развития непрерывного образования посвятили свои исследования многие ученые (В.Г.Осипов, В. Г. Онушкина, Е.П. Тонконогая и др.), которые пытались выделить основные этапы становления профессионального непрерывного образования 

Первоначальная стадия получила название «констатационной» или стадия наблюдения. На данной стадии, по мнению В.Г.Осипова, Е.П.Тонконогой идея непрерывного образования была воспринята лишь отдельными личностями, она не стала достоянием широкой педагогической общественности, не послужив стимулом к деятельности. На констатационной стадии идея непрерывного образования сводилась, в основном, к отказу от традиционных форм образования, а также к образованию взрослых. 

«Феноменологическая стадия» (стадия идентификации феномена) - эта стадия разработки концепции непрерывного образования охватывает вторую половину 60-х-начала 70-х гг. Для этой стадии характерны попытки осознания теоретической и практической значимости непрерывного образования, происходит преодоление однобокой тенденции отождествления непрерывного образования с образованием взрослых, озвучивается идея об интеграции школьного образования с внешкольным образованием взрослых. С определенной долей условности начало этой стадии можно датировать 1967-1968 гг. (именно в это время ЮНЕСКО был окончательно принят термин «непрерывное образование» и решено проводить исследования в этой области). 

Именно на феноменологической стадии выявляются и опровергаются принципы, лежащие в основе функционирования традиционной системы образования и препятствующие созданию системы непрерывного образования. Среди них утверждение о том, что учиться могут и должны лишь дети и юноши, что образование заканчивается с получением диплома и др. Начинается процесс переосмысления места и роли образования в жизни общества. Было убедительно доказано, что получение образования не может ограничиваться какой-то одной возрастной группой, каким-то одним объемом раз и навсегда полученных знаний. На этой стадии устанавливается связь между традиционной системой образования и профессиональным начальным обучением посредством механизма профессиональной ориентации, а также между рынком труда и традиционной системой образования. Завершив общее среднее образование, человек сразу получает доступ к профессиональной начальной подготовке, а впоследствии уже в процессе работы имеет возможность повысить свой уровень подготовленности посредством системы дополнительного образования; 

Главным достижением стадии явилась попытка создания единой концепции новой целостной образовательной системы общества, а также попытка дать обобщенное определение непрерывному образованию в виде дефиниции, закрепляется категориальный аппарат (термин «пожизненный» заменяется термином continuing «продолжающийся», используется также термин recurren «периодически возобновляемое» (обычно профессиональное) образование). 

Появление методологической стадии в семидесятые годы XX века характеризуется разработкой методологических проблем непрерывного образования. 

В этот период закладывается концептуальная основа, изучаются социальные, экономические, политические и другие предпосылки условий, необходимых для реализации непрерывного образования. 

Исследования на этой стадии ведутся по четырём направлениям:
  • методологические исследования ЮНЕСКО, главной стратегической целью которых было выравнивание темпов и масштабов социального, политического и культурного развития всех стран посредством образования; 
  • исследования в рамках Совета по культурному сотрудничеству при Европейском Совете, цель которых достижение посредством непрерывного образования культурной интеграции европейских стран; 
  • исследования в рамках международной организации экономического сотрудничества и развития, где непрерывное образование рассматривалось как средство оптимизации первоначальной профессиональной подготовки, переподготовки в вузе посредством периодически возобновляемого профессионального обучения, чередуемого с периодами трудовой деятельности; 
  • исследования, которые связывали изучение непрерывного образования со своими политическими задачами. 
Благодаря международному сотрудничеству и координации усилий исследователей разных стран, удалось достичь уровня высокого теоретического обобщения, устранить двусмысленность трактовок непрерывного образования. Не удалось до конца преодолеть неоднозначность трактовок сущности непрерывного образования. 

«Непрерывное образование - это не образовательная система, но принцип, на котором основана вся организация системы и который, соответственно, должен лежать в основе развития каждого из составленных элементов» (Э. Фор, 1972) 

«Непрерывное образование - это глобальная система, содержащая набор программ, которые распределяют образование и подготовку разного уровня (начального, среднего высшего) как формальными, так и неформальными средствами, на протяжении всей жизни индивидуума, давая последнему возможность периодически возобновлять образование, чередуя его с работой или другими видами деятельности» (В. Стоиков, ) 

Таким образом, можно сказать, что методологическая стадия развития концепции непрерывного образования носит дедуктивный характер. Здесь наблюдается рост инноваций, попытки управления которыми не носят системный характер. В этот период в прессе стали появляться критические замечания в адрес идеи непрерывного образования, её стали считать неопределённой.
Именно в такой ситуации концепция непрерывного образования и вступила в следующую - четвертую стадию своего развития - стадию «теоретической экспансии». 

Стадия теоретической экспансии и конкретизации (конец 70-х - начало 80-х гг.) Основной целью стадии явилось превращение абстрактных идей и устремлений в конкретные действия. Необходимо было определить стратегию реализации концепции непрерывного образования и учесть неизбежные его последствия. 

Эту стадию определяют научно-практические разработки, явившиеся теоретической предпосылкой фундаментальной практической реализации отдельных элементов системы непрерывного образования. 

В одной из фундаментальных работ этого периода «Оценка учебных программ с точки зрения непрерывного образования» (Р. Скайджер, Р. Дейв) раскрываются принципы построения школьных учебных программ в соответствии с принципами непрерывного образования, указывается на необходимость взаимосвязи различных стадий процесса обучения, аспектов развития личности в различные периоды ее жизни. 

Советские учёные также уделяли внимание разработке методологических основ непрерывного образования.
Среди появившихся многочисленных исследований особый интерес вызывает работа «Непрерывное образование: проблемы и перспективы» (А.П.Владиславлев), содержащая наряду с обсуждением теоретических проблем, анализ практических задач непрерывного образования и определенную, конкретную систему изменений. 

Проводившиеся в этот период многочисленные конгрессы, конференции, симпозиумы, подчеркивают важность и необходимость разработки концепции непрерывного образования (1978 г. - «Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции», «Проблемы непрерывного образования в условиях ускорения научно-технического прогресса», 1979 г. «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования». В целом, эта стадия характеризуется выдвижением ряда теоретических и практических рекомендаций по перестройке старых и созданию новых форм воплощения непрерывного образования, разработкой новых учебных программ, соответствующих идее непрерывного образования. Эта стадия дает толчок адаптации теории к практике. 

Стадия практического применения (начало 80-х и по настоящее время).
Отличительная черта этой стадии - стремление практически применить идею непрерывного образования, воплотить ее в жизнь.
Характерной особенностью исследований данной стадии является ориентированность на будущее, появление попыток согласования нововведений не только с принципами непрерывного образования, но и с тенденциями бурного развития многообразных общественных потребностей и усложнения всех аспектов современной жизни. 

Результатом данной стадии стала разработка «Концепции непрерывного образования», одобренная Государственным Комитетом СССР и Всесоюзным советом по на родному образованию (март 1989г.). 

В «Концепции непрерывного образования» непрерывное образование представлено как процесс, не имеющий перерывов, и являющийся противоположным «конечному» типу образования (традиционному). Формула «образование на всю жизнь» заменена формулой «образование через всю жизнь», подчеркивая, что образование не завершается школьным обучением, а продолжается и в период трудовой деятельности человека. 

В Законе Р Ф «Об образовании» от 01.12.2007 года №309-ФЗ система образования трактуется как «совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием» .
«Непрерывное образование - принцип формирования личности, который обусловливает создание таких систем образования и воспитания, которые должны быть открыты для людей любого возраста и положения, сопровождать человека в течение всей его жизни, способствовать постоянному его развитию, вовлекать в непрерывный процесс овладения знаниями, а в случае необходимости давать новую подготовку для изменяющихся условий, стимулировать постоянное самообразование» На данной стадии отчётливо наблюдается стремление согласовать все нововведения с потребностями социума и в настоящее время мы имеем «многопрофильную» общеобразовательную систему. 

Очевидно, что современное непрерывное образование носит характер открытости, инновационности, что ещё раз подчёркивает тот факт, что непрерывное образование нельзя представить простым передвижением личности от дошкольного к общему, среднему, профессиональному, послевузовскому образованию, это гармоничный процесс цикличного развития личности на каждом этапе. 

Список использованной литературы:
1. Dave R. Lifelong Education and School Curriculum. - Hamburg: VIE, 1973.
2. «Концепции непрерывного образования (март 1989г.).
3. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М., 1978.
4. Онушкин В.Г. К критике современных буржуазных концепций непрерывного образования. //Проблемы непрерывного образования взрослых. - Л., 1979;
5. Тонконогая Е.П. Педагогические проблемы непрерывного образования взрослых. //Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР.-М., 1981.-ч.П.
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000
Иванова Любовь Викторовна09.11.2013 22400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar