РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеклассная работа по музыке в школе

Внеклассная работа по музыке в школе Искусство – необходимая часть жизни человека. 
Искусство – это его душа.
Искусство петь – это умение раскрывать душу,
заставляя окружающих слушать ее. 

«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы 
искусства. Так же как и литература и изобразительное 
искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» 
Д.Б.Кабалевский. 

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. 

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. 

Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. 

Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. 

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
  1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность. 
  2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями. 
  3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и школьниками. 
  4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов. 
  5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал. 
  6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы. 
  7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. 
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. 

Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:
  • массовые – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев и т.д. 
  • кружковые – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные , музыкальные факультативы. 
  • Различные виды музыкальных развлечений – праздники, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки и т.д. 
Вокальный кружок. 

Музыканты говорят «Самый дешевый и сложный инструмент – это голос». Важность роли в формировании музыкальной культуры у детей имеет вокальный кружок. 

Пение – это основной вид самовыражения учащегося в музыкальном искусстве. 

Работа вокального кружка в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. 

Кружок «Вокальный» посещают все желающие. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего их, желание. 

В процессе обучения пению педагогом решаются многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного выразительного исполнения. Овладение вокально-хоровыми умениями и навыками в пении – средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения.
Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность музыкального материала. 

При проектировании календарного планирования, я тщательно подбирала музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
В начале разучивания той или иной песни, всегда планирую вводную беседу. 

Обязательно обращаю внимание детей на авторов, историю создания. Многие материалы находят и сами учащиеся.
Для развития певческих умений и навыков, использую различные формы распевания. Например: для разработки дыхания – имитация «Надутый мяч», «Свежий лес»; для развития дикции и артикуляции – скороговорки, придумать самим мелодию на скороговорку и утрированно спеть, пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и т.д.

Использую на кружке следующие виды работ над песней: двуголосие, пение в унисон, пение каноном, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование – придумывание движения в соответствии с содержанием песни. 

Данные распевания и формы работы очень увлекает детей, заинтересовывают. 

Если разучиваемая песня звучала в качественной обработке, дети с легкостью ее разучивают и поют. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей. 

Все праздники, организуемые в школе, не обходятся без участия детей, посещающие данные кружки. Члены кружка принимают активное участие в муниципальных городских и районных конкурсах детского творчества, в республиканских фестивалях-конкурсах, где занимают призовые места:
  • Республиканский фестиваль-конкурс вокального искусства «Музыкальный звездопад» - лауреат 3 степени – 2012г. 
  • Диплом 1 степени – 2012г. 
  • Республиканский фестиваль-конкурс юных исполнителей эстрадной песни и танца «Колибри»- диплом 1 степени- 2012г. 
  • Открытый республиканский фестиваль-конкурс эстрадной песни юных исполнителей, вокальных ансамблей и семейных коллективов – диплом 1 степени – 2012г., диплом 3 степени - 2012 г. 
  • Муниципальный городской и районный конкурс детского творчества «Звенящая капель» - диплом 1 степени – 2012 г. диплом 1 степени – 2013 г. 
Выступления на мероприятиях дает возможность детям почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения. Дети, посещающие данные кружки, пользуются уважением и восхищением среди своих друзей, одноклассников и сверстников. 

Музыкальный праздник.

В своей творческой работе я часто использую слово «праздник». А что же такое праздник? 

Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это – центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка - обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. В нашей школе мы часто организовываем праздники. Праздник – это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. 

С этой целью были организованы и проведены следующие праздники: «Фестиваль искусств», «Прекрасные звуки музыки» , «Юные таланты» …… 

Эти праздники имели большую подготовительную часть: оформлялись декорации, атрибуты и костюмы, готовились номера соответственно тематике праздника, отбирался литературный материал (стихи, афоризмы, сказки…), придумывались и ставились театрализованные представления и т.д.

При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник – это синтез искусств, тот в нем могут участвовать любой желающий ребенок. 

Как уже говорилось, музыкальное воспитание детей нельзя ограничивать рамками урока, поэтому, я думаю, что именно внеклассная работа формирует духовность личности, его мировоззрение, вкус, любовь к искусству. Именно внеклассная работа воспитывает патриотизм, нравственность и эстетику. 

Свою творческую работу хотелось бы закончить фразой С.Коненкова
«Прекрасен и величественен мир. Красота принизывает мироздание. Поможем людям войти в мир красоты, увидеть душевную красоту друг друга!»

Литература.
1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» М, 1983
2. Бондаревская Е.В. «Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания».// Педагогика М., 1995. №4
3. Бруднов А.К. «От внешкольной работы к дополнительному образованию» // Внешкольник М.,1996 №1
4. Горский В.А. «Концепция дополнительного образования детей» //Внешкольник.М.,1996 №1
5. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1998.
6. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства» В., 2007.
Фролова Ляйсан Минахметовна12.11.2013 63270 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar