РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательных способностей через лингвистический анализ текста

Развитие познавательных способностей через лингвистический анализ текста
Кондря Ирина Николаевна
МБОУ ООШ № 3
учитель русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества. На них реализуются такие важные задачи, как развитие способностей творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции; обучение свободному сочинительству на лингвистической основе; воспитание языкового чутья, наблюдательности, бережного отношения к языковой культуре. Реализация этих задач возможна при лингвистическом анализе текста. 

Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Это самый важный уровень анализа. Слова создают смысловую основу текста, в них заложены образно-чувственные, эмоционально-оценочные и стилистические значения. В поэтической речи образно-чувственные представления, как правило, актуализируются, и слово становится носителем микрообраза. 

При анализе художественной литературы эстетически и стилистически важны синтаксический уровень и связанные с ним ритм и интонация. Те или иные синтаксические конструкции, доминирующие в тексте, выражают особенности индивидуального стиля писателя. То лаконичное, расчлененное, то аналитически сложное строение речи органически связанное системой художественного мышления автора произведения, с его способом познания и отражения мира. Для выявления стилистической значимости синтаксического строя произведения показателен такой лингвистический эксперимент: нарушается синтаксическое построение текста, и в результате этого разрушается стиль писателя при полном сохранении понятийного содержания. На этом же уровне анализируются и фигуры, являющиеся одним из основных средств создания образности текста. 

Морфологический уровень анализа предполагает «чтение по частям речи» (Гаспаров М.Л.). При таком подходе к образной структуре произведения выделяются три группы слов:
  1. существительные и местоимения, которым соответствуют предметы и понятия; 
  2. глаголы, которым соответствуют действия и состояния; 
  3. прилагательные и наречия, которым соответствуют качества. 
Далее исследователь интерпретирует частеречный словарь данного текста, обращая особое внимание на специфическое или преимущественное использование какой-либо части речи в качестве образно-выразительного средства. 

Фонетический уровень включает рассмотрение изобразительно-выразительных возможностей звуков. Особенно значим анализ этого уровняв поэзии. Звуки, повторяясь в одном или нескольких стихах, способствует усилению ассоциаций между словами, оттеняют наиболее важные образы, поддерживают определенную тему. С помощью звуков передается настроение писателя, создается благозвучие текста, рисуются целые звуковые картины. Много внимания в поэзии уделяется особенностям акустического построения слогов, фонетических слов и фраз, ассонансу и аллитерации, которые способствуют созданию красоты и выразительности речи. 

С фонетическим уровнем тесно связан метрический уровень. При анализе метроритмической структуры стихотворения следует обратить внимание на то, что смена размера, разностопность, стиховой перенос, резкое нарушение построчного количества ударений, употребление редкой ритмической формы – все это может свидетельствовать о наличии ритмического и смыслового курсива, о стремлении поэта сосредоточить внимание читателя именно на этом слове, этой строке или строфе. 

Таким образом, формирование таких жизненно важных умений, как:
  • различные виды чтения; 
  • информационная переработка текста; 
  • поиск информации в различных источниках; 
  • способность передавать её в соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках русского языка и литературы лингвистического анализа текста. 
Использование анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предмета «Русский язык», способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения школьников, становлению их гражданского сознания, приобщения к отечественной и мировой культуре. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
Анализируя текст, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. 

Лингвистический анализ текста заставляет иначе воспринимать окружающую жизнь, слово, книгу, культуру. Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:
  1. объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск; 
  2. привить детям интерес к этому виду работы и сформировать навыки вдумчивого чтения; 
  3. в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать, анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств. 
Глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь». 

Глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся. Значит, если это необходимо, перед знакомством с текстом, его анализом необходимо расширить кругозор школьников по теме текста и в связи с ней.
Поэтому современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта, - и стилистический – изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств. 

В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач сформулированные цели, объекты, принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приёмы его проведения. Существует достаточно много вариантов анализа стихотворного и прозаического произведений. Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме. 

На своих уроках я часто использую как лингвистический, так и комплексный (филологический) анализ текста. Особенно важно, я считаю, применять лингвистический анализ текста при изучении лирики. Т.К. стихи труднее для восприятия учащихся и требуют тщательных усилий учителя для создания «установки» на чтение. 

Я предлагаю учащимся следующий план:
  1. Историческая справка. 
  2. Жанр. 
  3. Тема. 
  4. Композиция. 
  5. Художественно-выразительные средства (лексические и грамматические средства, тропы, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов). 
  6. Звукопись. 
  7. Идея. 
Я считаю, что это наиболее оптимальный план для работы с лирическим произведением, как для учеников 5 класса, так и для старшего звена. 

Приведу пример анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», выполненный ученицей 7 класса. 

В лирике М.Ю.Лермонтова самой главной темой была тема одиночества, т.к. поэт рано стал сиротой, в его душе зародилось это чувство. Стихотворение было написано в 1832 году. 

По жанру это лирическое стихотворение, т.е. элегия - ярко звучит тема одиночества. 

Стихотворение можно разделить на 3 композиционные части. В первой части под символом паруса автор подразумевает отдельно живого человека, который покинул свой родной край. 

Во второй части автор описывает душевное состояние лирического героя, его внутренний мир. 

«Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит…» 

В последней части автор более ярко и образно подчеркивает уже существующее душевное состояние 

«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой…» 

В данном стихотворении парус является символом одиночества. Для выражения состояния, страданий лирического героя, автор использует художественно-выразительные средства: для того, чтобы увидеть сущность данного образа, более ярко, выразительно показать одиночество, автор использует сравнение. Но сравнение не явно выражено, а имеет подтекст: под парусом подразумевается человек, который находится в одиночестве. 

Для выразительности, образности, яркости речи, автор использует эпитеты (луч золотой, парус одинокий, море голубое.)
Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Для эмоциональной насыщенности поэт использует повтор, его разновидность анафору 

«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?» 

Повтор придает стихотворению мелодичность, создает эмоциональную напряженность. 

Для конкретности, образности автор использует риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
Риторические вопросы автор задает к природе, к самому себе. Они помогают задуматься над ответом, понять душевное состояние лирического героя. 

Поэт использует психологический параллелизм – под символом паруса-человек, под символом моря - общество.
Все художественно-выразительные средства направлены на раскрытие идеи стихотворения. Идея: показать что человек (парус) может испытать одиночество, тоску и, как тяжело ему может быть в огромном мире (море). 

Таким образом, средствами лингвистического анализа текста формируются речевые умения и навыки.Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций:
  • лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; 
  • языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; 
  • коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; 
  • интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Кондря Ирина Николаевна16.11.2013 14000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar