РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеклассная работа как часть экологического воспитания и образования

Внеклассная работа как часть  экологического воспитания и образования Лисина Марина Николаевна, МАОУ лицей №29 г.Тамбов, учитель начальных классов
Внеклассная работа как часть
экологического воспитания и образования

Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как:
  • связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; 
  • соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. 
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями. 

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. 

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. 

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой (см. раздел «Из опыта кружковой работы»).
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. 

Остановимся на наиболее эффективных формах внеклассной работы. Познавательные беседы, информационные часы способствуют развитию общего кругозора ребёнка, формируют его интерес. Например, познавательная беседа «Экологическая азбука» 

Одной из интересных форм внеклассной работы является информина (информационная викторина). В данной форме работы наряду с вопросами по экологии даётся краткая информация по тому или иному вопросу. 

Примером может быть мероприятие «Знакомые незнакомцы». 

1. На носу он носит рог и зовётся….. носорог.
Сообщаю вам очень любопытную подробность: нет у носорога рогов. Как? - удивитесь вы.
Что же тогда у носорога на носу, если не рога? Волосы! Очень сильно сросшиеся волосы - своеобразный жесткий хохолок на носу. Это сюрприз из биологии.

2. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха

Слово черепаха произошло от немецкого (Schaedel - череп), употребляемого, вероятно, и в значении «черепок от горшка». А ещё вспомните, на что похожа черепица на крышах?
После «гибели» судна, которое загорелось и затонуло, прошло 48 часов. Вскоре спасатели заметили женщину, которая сидела на панцире гигантской морской черепахи. Женщина рассказала, что черепаха подплыла к ней вскоре после гибели судна и поддерживала её на воде до прибытия судна спасателя. Некоторые из гигантских черепах достигают 2,5 метра в длину и весят почти тонну = 1000 кг.

3. Может плавать целый день в ледяной воде тюлень?
Это водное млекопитающее отряда ластоногих. Название восходит к древнерусскому теля (теленок). А новая форма «тюлень» возникла под влиянием слова туловище. Во многих языках мира тюлень называется не иначе, как «морским теленком».
Финские ученые обнаружили, что тюлени ориентируются под водой с помощью усов. В каждом волоске тюленя имеется 100 - 1100 нервных окончаний. С их помощью он определяет горизонтальное и вертикальное направление, улавливает слабые звуки.

4. На себе везет непрытко
Домик собственный улитка.
Когда-то улитку называли улита. Древний корень ул имел значение «проход» (отсюда – улей, улица).
Улитка могла получить свое имя за свою так сказать «домовитость», привязанность к раковине-убежищу.

5. По реке плывет бревно
Ох, зловещее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит - крокодил

Японский зоолог Цунжуки Ямато установил, что крокодилы способны предсказать землетрясения. Незадолго до катастрофы рептилии издают характерные звуки, позволяя определить зону возможного землетрясения в нескольких десятках километров.
В 1955 году на острове Мадагаскар, угандийскому охотнику попался крокодил длиной 7 метров.

Ролевые игры и игры на основе известных телепередач вызывают неподдельный интерес младших школьников и дают возможность проявить себя. 

Остановимся подробнее на методике проведения таких игр. 

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры:
  • формирование системы знаний о природе; 
  • формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; 
  • формирование коммуникативных умений и навыков. 
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
  • учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры; 
  • определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры; 
  • выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений; 
  • составляет структуру и ход экологической игры; 
  • определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме; 
  • составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику; 
Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой:


В качестве примера приводим фрагменты игр

1. «Счастливый случай»
  • Что значит «Волка ноги кормят?» (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом) 
  • Что ест зимой жаба? (Ничего, она зимой спит) 
  • Каких зверей называют «шатунами» (Медведей, выгнанных из берлоги и не спящих зимой) 
  • Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка) 
  • Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка, пузырчатка) 
  • Чем питаются детеныши «летучих мышей» (Молоком) 
  • Какие звери летают? (Летучие мыши, белки-летяги) 
  • Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка - 3,5 см) 
  • Сколько ног у паука? (Восемь) 
  • Каким журавлем не поднять воды из колодца? (Птицей журавль) 
  • Какой иглой не пришить пуговицы? (Иглой-рыбой, из семейства морских игл, иглами ежа) 
  • Какие ласки опасны для домашней птицы? (Зверек ласка, нападает на домашнюю птицу) 
2. Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» 
  1. Около 300 лет внимание исследователей привлекает этот небольшой остров в Тихом океане. Одной из множества его загадок являются огромные каменные фигуры людей. Как называется остров, и кто из русских исследователей первым собрал сведения о нем? (Остров Пасхи, Н.Н. Миклухо-Маклай) 
  2. Эта страна расположена у северного полярного круга. Её название в перевода означает «ледяная страна». Но здесь находятся не только ледники, но и огнедышащие горы, и источники с кипящей водой и реки с водой, холодной, как лед. Что это за страна? (Исландия) 
  3. Эти животные живут только в Африке. Они ценятся из-за прочных и красивых шкур. Укусы мухи цеце не причиняет им вреда, поэтому в некоторых районах их приручают и используют вместо лошадей. Что эго за животное? (Зебра) 
  4. Об этом полезном ископаемом Петр I сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». Что это за полезное ископаемое? (Уголь) 
  5. Мы часто говорим: «Безбрежное море», а существует ли в действительности безбрежное море, то есть море, у которого нет берегов, и как оно называется? (Саргассово море) 
  6. Кофе - это тропическая культура, которую дают плоды кофейных деревьев. Слово «кофе» произошло от названия области Каффа, являющейся его родиной и главным районом производства этой культуры. Какой материк является родиной кофе? (Африка) 
  7. Самое теплое и соленое море Мирового океана. Две огромные пустыни, окружающие это море, как гигантские печи, создают здесь такие температурные условия, какие не встречаются нигде в мире. Расположено это море между двумя материками. Как оно называется? Почему? (Красное море, из-за микроорганизмов) 
  8. Местное название этого водопада – «дым, который гремит», так как вода с грохотом низвергается с уступа, а над ней поднимаются гигантские столбы водяных брызг - водяной пыли. Что это за водопад, и на какой реке он находится? (Водопад Виктория на реке Замбези) 
  9. Эти животные обитают в Австралии. Они никогда не пьют воды, так как листья деревьев, которыми питаются эти животные, заменяют им воду. Что это за животное? (Коала) 
  10. Птица, которая летать не умеет, зато отлично плавает и ныряет. Что это за птица и где обитает? (Пингвин, в Антарктиде) 

Использование краеведческого материала во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является необходимым звеном. В процессе внеклассной работы школьниками на основе наблюдений над реальной жизнью исследуют ее. Экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Наглядным примером могут служить заочные путешествия по родному краю, различные экскурсии. Так, при знакомстве с Красной книгой Тамбовской области были проведены экскурсии в музей при ТГУ им. Г.Р. Державина и Тамбовский областной краеведческий музей.
Лисина Марина Николаевна16.11.2013 17350 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar