РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии Автор: Карманникова Аида Ивановна
Учитель начальных классов
МБУ школы № 32 Г.о.Тольятти

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

Я считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования. 

Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. 

Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:
  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; 
  • стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; 
  • всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. 
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 

Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. 

Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. 

Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле:

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, 

которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе. 

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. 

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. 

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. 

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. 

Кому нужны творческие способности? 

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. 

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Значение периода детства для развития творческих способностей Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. 

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! 

Когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить, процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. 

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

Развитие интереса к творчеству Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно- образовательной работе с детьми. 

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. 

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. 

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. 

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 
  2. Функция формирования творческих способностей; 
  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. 
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. 

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 
  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 
  3. Необходимость включение педагога в игру. 
  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 
  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 
  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. 
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. 

Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии? 

Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. 

Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. 

Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. 

Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се – рё - жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. 

У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др. 

Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов. 

Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок - праздник, урок – игра, урок - исследование. 

Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды» 

Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев”, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова, характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения. 

На уроке чтения традиционным стало задание "Я начну, а ты продолжи…”.

Игра называется: «Я начну, а ты продолжи» 

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что … (пожелтели листья на осинке)

Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что… (фруктов много, много угощенья)

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что … ( снова в школу, вот как получается) 

"Круглый стол” - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например: 

Больше всего в себе мне нравится…
Я такой же, как все, потому что…
Я хотел быть…
Моя любимая игра…
Мне кажется, что мое имя означает…
Я бы хотел узнать о…
Мне грустно, когда…
Я хотел бы быть более…
Когда-нибудь, я надеюсь…

"Загадай желание" - так же сидят кругом и загадывают желания…

Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
Если бы я стал птицей, я бы …
Если бы я был деревом, я бы…
Если бы я был машиной, я бы…
Если бы я был нашей страной, я бы…
Если я бы был иностранным государством, я бы…
Если бы я был игрой, я бы…
Если бы я был фильмом, я бы…
Если бы я был бы цветом, я бы… 

Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность. 

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет. 

Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Каждому ребёнку я давала этюд о зимней природе. Звучит музыка, дети рассматривают этюд и передают в сочинении своё настроение, придумывают названия. Вот одна миниатюра: "Наступила красавица – зима. Ели надели свои мохнатые шапки. Везде большие сугробы. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми узорами, покрывает их тонким серебром”. 

На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседу в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой – либо области знаний. Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям и подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи "Сказки о рыбке и рыбке” Пушкина. Творческие способности детей продолжаю развивать и ан уроках природоведения, во время прогулок и экскурсий в лес или парк, на луг. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.

Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадку: 

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром. (зима) 

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи. 

На поля и на луга
До весны мели снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год! ( декабрь) 

Вырос лес – белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (узор на окне)

Выросло, по выросло. 
Из бороды повылезло.
Солнышко встало – ничего не стало. (сосулька) 

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. При подведении итогов экскурсии похвалила детей от имени зимушки – зимы за их активность т наблюдательность. На следующем уроке природоведения дети получили письмо от Почемучки. Там где живёт Почемучка, нет зимы. И он просил рассказать ему о зиме, ответить на его вопросы: что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает; Январь – году начало, зиме середина; Вьюги да метели под февраль налетели. По приготовленной заранее картинке дети рассказали о медведе, лисе и белке. 

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Методы развития творческих способностей у детей 

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. 

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
  1. Каждая игра представляет собой набор задач. 
  2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 
  5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей. 

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, я предлагаю следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д. 

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
Чем отличаются картинки? Раскрась участки, на которых ты встретишь такие
фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). 

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Это задания на выявление закономерностей: Раздели фигуры на группы.
Найди «лишний» рисунок. Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. 

4. Этап. Решение творческих задач. 
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,
нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу:
«Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами,
на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. 

Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.
Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения.
После инсценировки сказки «Теремок», мы выполняли коллективную работу «Герои сказки «Теремок». 

Развивают логическое мышление, память, внимание, творческое воображение и игры-путешествия. Путешествуя с детьми по сказочной стране Геометрии, даёт первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов и т.д. Решая логические задачи, задачи - шутки дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В нашей школе много творчески работающих учителей. Они постоянно в поиске приёмов и методов развития творческих способностей школьников. Об этом и говорят методические недели, которые проводятся в школе. Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка. "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребёнка”,- утверждал В. А. Сухомлинский. Включаю сказки на уроках математики при повторении и закреплении изученных тем. Сказки "О”, "Победа знаний”, "Герой Планеты Фиалка”, "Космическое путешествие”. Для удобства разбиваю сказку на части и работаю так: после чтения задаю ряд вопросов; на отдельных этапах прошу детей продолжить сказку. 

Сказка «О НУЛЕ»
1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: "Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено.

5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно из чисел не делится на ноль.
 
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.

Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками. 

Приведем некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядковый номер соответствует абзацу сказки.
  1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число ноль? 
  2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирается переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр? 
  3. Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно? 
  4. Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки: "…стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды". Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примерами. 
  5. Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение? 
  6. Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем? 
  7. Во сколько раз первое число больше второго или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5? 

Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно решать в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.

Под заданиями с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: "Число, стоящее в паре с Нолем, вообще… воды"; в 6-м: "С тех пор ни одно число не… на Ноль"; в 7-м: "Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого … в … раз".

Безусловно, вышеописанные приемы можно комбинировать.

Отметим также, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.

Сказка «ПОБЕДА ЗНАНИЙ» 

Это было давно. 

В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и родной язык, рисование и пение, чтение и труд... Вырос этот король неучем. Стыдно перед народом. И порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы, но разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, стать богатым. 

Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. 

Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии. 

По соседству с государством неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой. 

Армия в этой стране была небольшая, но хорошо обученная. Славилась она своей разведкой и бегунами на длинные дистанции.
Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы. Как спасти государство? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию. 

Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые ее не хотели пропускать, но кукла сказала, что она - подарок, от государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу.
Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить человеческим голосом. 

Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр. 

Солнце все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из каждой из них - по 10 кукол, которых звали Дециметр, из каждого Дециметра - по 10 воинов-Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве). 

Так умный король, любящий науки, победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.

Сказка ГЕРОЙ ПЛАНЕТЫ "ФИАЛКА" 

Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете "Фиалка", на которой жили разумные существа. 

Прошло полчаса полета. И вдруг из-за машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью, аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полетом и продолжать экспедицию. 

Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир. 

Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3. 

- Что же делать? - думал Коля.- Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадратикам, а площадь 12, стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. Знаю! - закричал мальчик.- Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. 

Коля доложил командиру корабля о выполнении задания. 

На уроках трудового обучения нет скучающих. Всегда открыта выставка работ школьников. Детям предоставляется свобода выбора. Они комбинируют, создают такое, чего раньше не видели… и в основе их творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Заключение.

Ребенок - не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь. 

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. 

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 
Список литературы
  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр. 
  2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9. 
  3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр. 
  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435- 442. 
  5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр. 
  6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75. 
  7. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. 
  8. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр. 
  9. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр. 
  10. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр. 
  11. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. 
  12. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
Карманникова Аида Ивановна21.11.2013 114360 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar