РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игр Воскобовича в ДОУ.

Использование игр Воскобовича в ДОУ. Осипова Елена Владимировна, 
ЛГПУ № 7 г Санкт-Петербург, 
воспитатель детского сада.

Сейчас дошкольники сильно отличаются от их сверстников в советское время. Не случайно так много внимания уделяется сейчас развитию интеллекта у детей. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Информационная среда : телевизор, компьютер… Так же многие родители водят детей на дополнительные курсы. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Врожденный интеллект- это психические процессы внимания, способность к анализу, синтез, мелкая моторика, память. 

Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой - телевизора или компьютера. 

Мы стали работать с играми Воскобовича с младшей возраста. 

Ребята пришли к нам в три года, и в основе своей оказались из семей, где родители много работают и не имеют возможности уделять своему ребенку много внимания. В связи с чем сразу выявились затруднения в развитии. Ребята плохо разговаривали, у всех были логопедические проблемы. Многим ставили диагноз ЗПР(задержка психического развития), соответственно плохо была развита мелкая моторика, дети не знали даже основных цветов. И мы решили начать знакомство с цветом по технологии "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича. 

В дошкольном возрасте ничто так не может интересовать ребенка как игра. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в обучении.
Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие, преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
Технологии Воскобовича не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является удобным для восприятия детей дошкольного возраста, именно с учетом их психологических особенностей. 

Не каждая игра подойдет любому ребенку. 

Например, игровой квадрат (косынка) скорее заинтересует детей с логическим складом ума. Но если внедрять его постепенно. «От простого к более сложному» и романтические натуры найдут вдохновение. Игровой квадрат это «вечное Оригами» дети с трехлетнего возраста знакомятся с базовыми формами для создания в будущем различных фигур из бумаги. Кроме всего прочего (как бы между делом – происходит знакомство с фигурами и цветами). А работа в техники оригами не вызывает затруднений. Ведь если не получилось – можно снова попробовать. На более сложных этапах (в старшем возрасте). Фигуры становятся все более сложными и квадрат с двух цветов(красный и зеленый) становится четырехцветным. И пиком усложнения является «Змейка». «Змейка» это лента работать с ней сложнее зато сколько новых вариантов. Ведь элемента творчества нельзя исключать. Ну построил ты самолет… Надо обыграть. Дети с творческим складом как раз чаще обыгрывают свои поделки.
Так же игровой квадрат помогает увидеть предмет, так сказать в объемном варианте. Сориентировать ребенка в пространстве. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания. 

В то же время прозрачный квадрат больше подойдет романтику - ведь из него так просто составлять различных сказочных персонажей. Благодаря чему адаптируются к многообразию человеческих отношений. Составление сказок из прозрачного квадрата удобно еще и тем , что персонажи могут двигаться в разных направлениях (для этого достаточно просто перевернуть «льдинки» в нужную сторону ) Ненавязчиво ребенок романтик познакомиться и с геометрическими фигурами, причем не только с названиями но и с составляющими (часть и целое). Потому что эти части видны и четко определяются. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата, который придает ему сил, дает уверенность в себе и… обучает.
Очень удачным оказался опыт знакомства с длиной светового дня, на примере прозрачного квадрата. Наглядность, возможность буквально прощупать эти временные промежутки оказалась очень эффективной. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс. 

Играя, дети - познают окружающий мир с помощью прозрачного квадрата. 

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. А так же повторяют усвоенный материал. 

В нашей группе знакомятся с пищевыми цепочками, составляют пирамиды для выявления взаимосвязей всего живого в природе. Выявляют логические связи. Изучают цвета, форму, свойства материала,. пространство и время, знакомятся с растениями, животными. 

Удачно можно задействовать и детей с логическим складом ума. Ведь геометрические формы и для них интересны. Ненавязчиво, приучая их фантазировать, вы развиваете у них и речь, что так важно сейчас. 

. В то же время, используя шнуровки, позволяя детям буквально прощупать букву – звук или цифру вы своеобразно делаете ему прививку против дисграфии. Так же удобны для решения этой задачи и прозрачные цифры – если ты собрал букву или цифру неверно (на начальном этапе ее можно просто перевернуть). Ошибка сразу бросается в глаза и незаметно для самого малыша возникает автоматизация запоминания. 

В нашей группе дети нашли необычный способ использования прозрачных льдинок….Мы выкладываем из нее ПАМЯТНИКИ НАШЕГО ГОРОДА (архитектурные). 

Санкт-Петербург один из красивейших в мире, и не знать его памятники преступно. 

Создавая свои символы города - дети создают сказочный город. В котором живут герои, созданные из прозрачного квадрата. Эти схематические изображение здания помогают запомнить не только количество этажей, но и особенности архитектурных стилей. Количество колон и барабанов. Помогают правильно соблюдать пропорции, развивают глазомер. Дает возможность увидеть здание как бы в проекции. Что развивает и пространственное восприятие. Так создание зданий любимого города помогает в формировании графо – моторных навыков у детей. 

Ну а теперь - наш любимый Геоконт. 

Ребятам из прошлой группы он совсем не нравился. Из чего можно сделать вывод, что не каждому ребенку эта игра может быть интересна. Группа начинала знакомиться с ним по классической схеме – геометрические фигуры. Но наши фантазеры сразу обратили внимание на то, что цветные резинки всех цветов радуги… 

И началось ... Буквально за три месяца наши трехлетние детки уже знали все семь цветов. Определение цветов и оттенков закрепление расположения цветов в спектре. Ведь радуга - это так здорово! Одновременно с этим улучшилась пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, положения предметов .Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево, на Геоконте не вызвали каких либо затруднений. После работы с Геоконтом начинается работа с Геовизором. 

НАЧИНАЯ СО СРЕДНЕЙ ГРУППЫ МЫ УЖЕ РАБОТАЛИ С ГЕОВИЗОРОМ. 

А В СТАРШЕЙ ИГРАЛИ НА НЕМ В МОРСКОЙ БОЙ. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости – использование двухмерного пространства . Умение отсчитывать необходимое количество. Это очень удобно. Все схемы вывешиваются на доске. А материал на каждого ребенка является многоразовым. Так же удобно использовать Геовизор как демонстрационный материал. И детям нравиться и буквы запоминаются, и цифры. И на листе ребенок не путается – вправо, влево, в центр … 

Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации урока или занятия в группе и классе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия (например,"Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров). 

В нашей группе геовизоры, прозрачная цифра и прозрачный квадрат часто используются как часть занятия..
Для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач. 

Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича. Если сравнивать детей из двух групп, то можно заметить насколько проще давалось этим деткам зеркальное отображение предметов – с чем в прошлом выпуске были явные проблемы. Легче здесь получилось знакомство с временами суток. 

Когда часть и целое видно насквозь буквально – это легче образует систему представлений.

Результаты нашего мониторинга показали: большое количество детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть : желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. . Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался и вопрос мотивационной готовности к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в команде. 

Спасибо за внимание!
Осипова Елена Владимировна01.12.2013 50331 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Отличная статья, очень интересная. Спасибо большое!
avatar