РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Стремясь к результату... Подготовка к написанию блока «С» по русскому языку

Стремясь к результату... Подготовка к написанию блока «С» по русскому языку

Успешная сдача экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ зависит не только от уровня знаний учащихся, от грамотности, но и от умения написать сочинение-рассуждение по заданному тексту с использованием литературного примера. 

В течение нескольких лет, готовя выпускников к экзамену, целенаправленно работаю над списком произведений, которые можно использовать для аргументации в сочинении. Произведения, изученные по программе, конечно, можно и нужно использовать, но сложность в том, что к концу 11 класса ученики, уставшие и встревоженные, многое забывают. 

Поэтому я предлагаю произведения современной литературы небольшие по объёму. Это удобно, потому что произведения современной литературы изучаются во время четвёртой четверти, это наиболее близкий к экзамену период. 

 В течение всего периода существования ЕГЭ являюсь экспертом, поэтому хорошо знаю, на какие проблемы экзаменационных текстов надо обратить внимание. Необходимо рассматривать те произведения, которые волнуют подростков, которые отражают происходящее вокруг, поднимают вопросы общественно значимые. Анализируя произведения, сразу рассматриваем возможность использования текста для аргументации проблемы в сочинении на экзамене. 

Конечно, дополнительный материал об авторе тоже способствует расширению знаний. 

Вот несколько произведений, позволяющих подобрать аргументы для сочинения. 

В. БЕЛОВ «Холмы»: 
  • проблема истоков духовности народа; 
  • проблема чувства родины; 
  • проблема взаимоотношения природы и человека; 
  • проблема восприятия человеком окружающего мира. 
В.БЕЛОВ «На родине»: 
  • проблема сложности человеческой жизни; 
  • проблема осознания человеком своего места в жизни; 
  • проблема поиска смысла жизни. 
В. ПОТАНИН «На реке»: 
  • проблема любви как главной силы жизни; 
  • проблема реализации мечты. 
Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ «Скрипка»: 
  • проблема оскудения духовности; 
  • проблема искренности поступка; 
  • проблема истинных нравственных ценностей. 
М.ВЕЛЛЕР «Колечко»: 
  • проблема истинных и ложных ценностей; 
  • проблема нравственного выбора человека; 
  • проблема оскудения духовности; 
  • проблема дружбы; 
  • проблема предательства. 
Т.ТОЛСТАЯ «Огонь и пыль»: 
  • проблема сложности человеческой жизни; 
  • проблема истинных нравственных ценностей; 
  • проблема вранья. 
Л.РАЗУМОВСКАЯ «Дорогая Елена Сергеевна»: 
  • проблема отношения выпускников к школьной жизни и одноклассникам;
  • проблема взросления;
  • проблема нравственной ответственности человека;
  • проблема взаимопонимания взрослых и детей; 
  • проблема цельности характера учителя; 
  • проблема оценки личности учителя; 
  • проблема взросления. 

Необходимо прочитать произведения о Великой Отечественной войне, в своей работе использую «А зори здесь тихие» Б. Васильева: 
  • проблема преодоления трудностей военного времени; 
  • проблема сохранения высоких нравственных качеств в суровое военное время; 
  • проблема бесчеловечности войны; 
  • проблема нравственного выбора человека.
Ямгурзина Наталья Владимировна02.12.2013 10540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей