РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс "Эвристическое обучение немецкому языку"

Мастер-класс "Эвристическое обучение немецкому языку" Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нарьян-Мара»

Разработала:
учитель иностранных языков
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №1 г. Нарьян-Мара»
Сафонова Н.Н.


Цель: познакомить слушателей с основными понятиями и особенностями эвристического подхода к обучению немецкому языку, наглядно показать суть заданий уроков эвристической направленности. 

Задачи: 
  1. Изучить методы и формы эвристических уроков 
  2. Обучить слушателей методам построения эвристических заданий. 
Оборудование: интерактивная доска, презентация в редакторе Power Point, раздаточный материал, аудиозапись. 

Этапы работы:
  1. Презентация педагогического опыта работы. 
  2. Представление системы учебных занятий. 
  3. Проведение имитационной игры. 
  4. Моделирование. 
  5. Рефлексия по итогам совместной деятельности. 
Форма: работа в группах 

Участники: учителя иностранного языка г. Нарьян-Мара и Заполярного района Ненецкого Автономного окргуа

Ход мастер - класса

I. Презентация педагогического опыта 

По общему признанию, конец XX века и начало XXI века – это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной мысли и индивидуальной жизни каждого человека. 

Вопросы формирования стойкой положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка, создания условий для личностного роста школьников, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов особенно актуальны на сегодняшний день. 

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования – вооружить ребенка таким важным умением, как умение учиться. 

Стремясь идти в ногу со временем, приходится постоянно отслеживать новшества в системе обучения иностранным языкам. Одним из таких новшеств явилось для меня применение эвристического подхода к обучению на уроках иностранного языка. 

Каждый из нас понимает, что выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Такие условия я, как и большинство из вас, создаю путем применения на уроках красочных иллюстраций, презентаций в редакторе Power Point, дополнительных источников информации (газеты, журналы), методических карточек, аудио- и видеозаписей. Часто я провожу разминки, зарядки на немецком языке, чтобы снять усталость, переключить внимание. И, конечно, игры и песни на уроках поднимают настроение каждому ученику. Но, помимо информационно-коммуникативных технологий, задатком развития творческих способностей учащихся является конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, что и отображают эвристические методы обучения. 

Переход к эвристическому обучению не прост с той точки зрения, что, во-первых, ученики не в достаточной степени подготовлены к самостоятельному осознанию важности изучаемой ими дисциплины, отсюда, как следствие, отсутствие готовности поставить конкретные цели и задачи в обучении, а, во-вторых, действующие учебники, не предполагают конструирование школьниками личностного содержания образования, вопросы и задания в них преимущественно направлены на получение или закрепление учеником информации, содержащейся в учебнике. 

Вопрос к слушателям: «Выразите своё мнение, возникнут ли у Вас трудности с применением эвристических методов обучения. В чем они заключаются? Как можно их преодолеть?» 

Руководитель: «С введением всего нового возникает масса вопросов и противоречий. Но по мере распространения и углубления знаний о данном подходе в обучении, накопленный опыт систематизируется и войдет в русло повседневной организации учебных занятий. Необходимо постепенно приучать учащихся размышлять над проблемой урока, искать смысл вопросов, находить свои ответы, выражать собственные идеи и точки зрения.» 

Важно осознавать, что эвристическое обучение не отрицает необходимости "передачи” ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого "даваемого” материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. 

Для достижения умений и навыков в области эвристического обучения я прошла дистанционные курсы, изучила теорию, попрактиковалась в создании собственных эвристических заданий, проектов и творческих уроков. 

Свою деятельность обучения английскому языку на базе эвристического обучения я начала с более углубленной проработки каждой темы, ведь в ходе эвристических уроков результаты деятельности учащихся заранее не известны. Нужно прогнозировать вероятность возникновения неожиданных ситуаций. Помимо этого традиционные учебники необходимо дополнять информацией из других источников. Так как рабочие тетради также основаны на традиционном обучении, то приходится делать подборку заданий эвристического характера.

II. Представление системы учебных занятий 

В настоящее время учителя находятся в условиях перехода от образования как "передачи ученику знаний" к образованию, как выработке самим учеником этих знаний. В традиционном обучении ученик вначале осваивает опыт прошлого, "получает знания" и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В эвристическом обучении ученик сам конструирует знание, опираясь на личный образовательный потенциал, образовательную среду и эвристическую технологию деятельности. Полученный учеником продукт деятельности (знания, опыт, гипотеза, поделка и т.д.) сопоставляется затем с помощью учителя с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается, достраивается или приводит к необходимости новой деятельности. 

Таким образом, образование каждого учащегося на основе эвристического обучения происходит на основе и с учётом его личных учебных целей. 

Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении. 

Учебные занятия в рамках эвристического обучения базируются на следующих методах (перечислю лишь некоторые):
Метод "вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика. 

Пример:
Мы в волшебной стране, в какое животное вы хотели бы превратиться и почему. Что вы можете нам рассказать про себя. На следующем этапе: расскажите о себе, не называя, кто вы, так, чтобы другие могли угадать. 

Метод образного видения. эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме. 

Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. 

Пример:
Придумать историю в стиле фэнтези; продолжить рассказ по данному началу; записать свои впечатления, глядя на изображения; выразить мнение от первого, второго или третьего лица. 

Метод "Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук. 

Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. 

Пример:
Charakterisiert bitte den Beruf des Journalisten. Ist dieser Beruf nützlich, gefährlich, spannend? Warum? Warum träumen so viele Menschen, Journalist zu werden? 

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. 

Пример:
Denkt bitte über die schönsten, glücklichsten, unglücklichsten, lustigsten, traurigsten Momente in eurem Leben nach! Macht schriftlich eine Bescheibung von diesen Momenten und illustriert sie bitte. Schaut die Bilder an, erzählt bitte eine Geschichte. Wessen Geschichte ist die beste? 

"Мозговой штурм” . Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями. 

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей. 

Пример:
Denk aus und male ein originelles und gewünschtes Geschenk für deinen Freund. In diesem Geschenk soll alles sein, was dein Freund mag. Schreibe eine Beschreibung, woraus das Geschenk besteht. Welche Wunschworte sagst du deinem Freund? 

Учебные занятия могут организовываться в следующих формах:
эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

III. Проведение имитационной игры 

Проведение учебного занятия со слушателями, демонстрация приемов эффективной работы с обучающимися. Слушатели играют две роли: обучающихся и экспертов. 

Сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть моими учениками. Предлагаю представить, что вы учащиеся 9 класса. 

Учитель заходит в класс и приветствует учащихся: «Steht bitte auf! Guten Tag! Setzt euch!»
  1. "Heute gehen wir zu einem neuen Thema "Die Massenmedien ” über.” Schaut die Tafel an. Was seht ihr hier? Bestimmt bitte das heutige Thema. 
  2. Als Zitat der heutigen Stunde gilten heute die Worte von Winston Churchill "Wer beherrscht die Information, beherrscht die ganze Welt”. Wie versteht ihr diese Worte? 
  3. In diesem Unterricht sollen wir bestimmen, welches Wortschatz zu diesem Thema passt. Schreibt bitte die Wörter auf Russisch, die zum Thema "Die Massenmedien” gehören und die ihr am Ende der Stunde schon wissen wollt. Stellt auch die Fragen, was ihr in der Stunde erfahren wollt. Wirft bitte sie in den Kasten ein. 
  4. Sagt bitte, was gehört zu den Massenmedien? (ассоциограмма) Und jetzt stellt bitte vor, dass ihr alleine auf einer unbewohnten Insel seid. Denkt ein Paar Massenmedien, die euch bei der Rettung des Lebens helfen. 
  5. Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа тянет карточку с одним из видов СМИ. Задача каждой методом мозгового штурма выяснить значимость каждого из предложенных средств массовой информации. 
  6. Auf den Blättern gibt es zwei Texte. Der erste Text ist auf Russisch geschrieben, der zweite auf Deutsch. Den ersten Text musst ihr aufmerksam lesen und die Bedeutung der fett gedruckten Wörter bestimmen. Schreibt bitte sie unten. Danach sollt ihr den deutschen Text lesen und dieselben Wörter dem Sinn nach in die Lücken einsetzen. 
  7. Hört bitte einigen Berichten aufmerksam zu. Denkt nach und sagt, zu welchem Massenmedium dieser oder jener Bericht gehört. Erklärt, welche Merkmale darauf hinweisen. 
  8. Teilt euch bitte in drei Gruppen auf. Jede Gruppe soll eine TV- oder Radiosendung ausdenken. Ihr sollt eure Sendungen vorstellen, das heisst den Namen nennen, was sie sendet erzählen, und auch sagen, warum sie für die Zuschauer so interessant wird. Die anderen Gruppen müssen ihre Opponenten bewerten. 
В эвристическом обучении немецкому языку нельзя забывать о рефлексии. Из личного опыта могу предложить, например, такие задания: 

-достаем из ящика слова и вопросы, написанные в начале урока, оцениваем, насколько успешно поставленные цели были достигнуты;
 
-ответить на вопросы на доске:
  • Сегодня я узнал… 
  • Мне было интересно… 
  • Мне было трудно… 
  • Теперь я могу… 
  • Я научился… 
  • Я смогу… 
  • Меня удивило… 
  • Я попробую… 
  • Мне сегодня удалось… 
  • Для меня было открытием, что … 
  • Завтра я хочу на уроке… 
- каждый оценивает свой вклад в работу группы при помощи стикеров (учащиеся прикрепляют их к плакату, метод «светофора»). 

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. 

IV. Моделирование 

Уважаемые слушатели, перед Вами находятся информационные листы с перечисленными методами эвристического обучения.
Придумайте, пожалуйста, эвристические задания, используя любой из предложенных методов. 

V. Подведение итогов работы. 

Подводя итоги данного мастер-класса, повторю основную идею эвристической системы обучения. Она направлена на развитие ассоциативного, критического или творческого мышления, при котором формируются внутренняя потребность к преодолению познавательных трудностей. 

Такая система позволяет учитывать склонности, особенности темперамента, свойств мышления и памяти одаренных детей. Кроме того, на занятиях создается ситуация успеха, которой содействует ситуация выбора. 

Вопрос слушателям: Как Вы думаете, чем актуальна эвристическая система в обучении иностранным языкам? 

Завершить свой мастер-класс я хотела бы приятным рефлексивным приёмом "Букет настроения”. У всех на столах лежат стикеры: рука в виде жеста «класс, мне нравится», её же можно использовать положением вниз, а также стрелки. На доске изображена ваза. Если Вам понравился мастер-класс, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе жест «класс», если не понравился – жест «не понравилось», ну а если Вы не поняли, о чем шла речь либо Вы в недоумении от услышанного, прошу прикрепить стрелку”. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Скрипкина Ю.В. Эвристические задания на уроках: программа инновационной деятельности и ее научно-методического сопровождения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 октября. 
  2. Скрипкина Ю.В. Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября. 
  3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. 
  4. Шерстова Е. В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций /В сб. Смыслы и цели образования: инновационный аспект / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007 – с.128-134.
Сафонова Наталья Николаевна05.12.2013 30741 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Класс
avatar