РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учиться легко, когда учиться интересно

Учиться легко, когда учиться интересно И.Е. Лихачева
учитель географии и биологии
Демьяновськой школы
Першотравневой райгосадминистрации
Донецкой области 

Учиться легко, когда учиться интересно 
Обобщение опыта работы 

В последнее время работаю над проблемой "Дидактичные основы современного урока". Уделяю большое внимание изучению теории современного урока. 

Своими настольными книгами считаю:
  • А. Гин "Приемы педагогической техники", 1999. 
  • Савченко "Дидактика", 2001. 
  • П. Пидкасистый "Искусство преподавать", 1998. 
  • А Хуторской. "Разработки творческих уроков разных типов", 2002. 
  • В.Лизинский "Приемы и формы в учебной деятельности", 2007 
Систематически занимаюсь самообразованием. Постоянно учусь. 

В своей работе применяю разные методы обучения:
  • вербальные; 
  • репродуктивные; 
  • проблемные; 
  • исследовательские. 
Преимущество отдаю интерактивным методам, поскольку процент восприятия учебного материала, согласно данными исследователей, наиболее высокий при использовании именно таких методов. Считаю, что интерактивные технологии – является одним из кирпичиков в фундаменте знаний, которые дадут возможность молодому человеку стать явным лидером изменений в жизни современного общества. 

Поэтому я овладела и применяю на практике методику развития деловой активности учеников. Разрабатываю и провожу учебные тренинги, а также использую эту технологию в воспитательной работе. 

Эта инновационная технология способствует развитию сотрудничества рабочей группы учащихся, учит ставить вопросы, находить идеи, составлять планы и получать результаты. 

В своей работе применяю мультимедийные технологии, использую информативные и учебные компьютерные программы
Разрабатываю и применяю компьютерные тесты и многоуровневые задания. Использую на практике метод проектов – одну из продуктивных методик учебы. Владею методикой проведения нестандартных и интегрированных уроков. Однако, убеждена в том, что современный урок должен отвечать стандартам классического урока, где сбалансированы все этапы, и потому включаю интерактивные формы работы в стандартный, классический урок. 

Для формирования личности ученика необходимо понимать и верно использовать психологические аспекты урока, потому считаю доброжелательный микроклимат урока залогом успеха. 

Уделяю большое внимание мотивации учебной деятельности, опираясь на принципы повышения интереса к учебному материалу. Считаю, что прежде чем организовать работу, необходимо сначала создать интерес к предмету и постоянно стимулировать этот интерес с помощью разнообразных форм образовательной деятельности учеников. В соответствии с психологической формулой:
интерес → стимул → мотив действия → само действие, интерес к учебному предмету является фундаментом осмысленной образовательной деятельности учеников. 

Используя теорию современных дидактичных технологий, выбрала для себя основные педагогические принципы, на которых основываю свою практическую деятельность. Этими принципами являются:
  • доверие и понимание; 
  • привлекательность цели; 
  • отсутствие скуки и праздности на уроке; 
  • свобода выбора учебной деятельности 
  • "удиви и заинтересуй"; 
  • "лучше один раз увидеть"; 
  • поиск – стимул к самообразованию; 
  • творчество в решении проблем; 
  • обратная связь в процессе учебной деятельности. 
Возникают вопросы: зачем мне эти принципы? Как они связаны с преподаванием предмета? Постараюсь объяснить свою точку зрения. 

Почему школьники на один урок идут с удовольствием, а на другой идти не желают? Большинство учеников связывают свое отношение к учебному предмету с личностью учителя и психологическим климатом на уроке. Понимая это, стараюсь, чтобы на уроке дети получали позитивные эмоции от обучения. 

Зачем ученик идет на урок? Часто задаю этот вопрос, в начале урока, своим ученикам Дети отвечают одинаково: "Учиться", но имеют в виду разное. Одни хотят получить одобрение учителя, другие – похвалу родителей за хорошую оценку, третьи – заработать авторитет одноклассников. Но если поставить перед школьниками простую, понятную, привлекательную цель, то мотив учебной деятельности меняется. Например: выучив тему "Восприятия звуков", вы поймете, почему родители часто просят вас сделать музыку тише, а дискотека возбуждает нервную систему"; выучив тему "Внутреннее строение земноводных", вы разгадаете тайну: смогла бы лягушка превратиться в царевну на самом деле. 

Почему нужно бороться с праздностью на уроках? Всегда помню, что ученик не может быть пассивным слушателем на уроке – это скучно! Стремлюсь насытить урок разнообразными формами работы, и если ученики заняты интересной работой, то нет проблем с дисциплиной на уроке, а оценивание становится инструментом стимулирования учебной деятельности, а не дисциплинарным кнутом. 

Что такое свобода выбора? Это право ученика выбирать для себя вид деятельности на уроке. Но свобода выбора – это не анархия! Ответственность за свой выбор – вторая сторона медали. И если ученик избирает несложное задание, которое не требует от него больших усилий, то и оценивается такая деятельность соответственно. Поэтому, подбирая задание с учетом индивидуальных особенностей учеников, всегда помню, что неспособных детей не бывает!

Почему удивительное всегда интересно? Человек, который перестал удивляться, – перестала мыслить. Любые интересные факты, разнообразный наглядный материал стимулируют творческую работу мысли ребенка. Физиологи считают, что 90% информации человек получает через зрительную сенсорную систему, а психологи утверждают, что основой мышления является восприятие, то есть "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике". Это классическое философское определение заставляет меня «тащить» на урок все, что можно посмотреть, послушать, понюхать, к чему можно прикоснуться. Другими словами стремлюсь использовать все имеющиеся средства наглядности от визуальных до виртуальных. 

Какие возможности реализует поисковая деятельность? Задания поискового характера развивают умственные способности школьников, учат преодолевать трудности в процессе познания. Нахожу метод проектов одной из продуктивных методик поискового обучения. Провожу индивидуальные и коллективные (групповые) формы работы. Коллективные (групповые) формы работы считаю необходимыми для развития личности ученика, потому что они формируют навыки общения, подчеркивают взаимосвязь коллектива и индивида в процессе обучения. В своем педагогическом арсенале имею разные схемы и приемы работы творческих групп, которые направлены на развитие сотрудничества. – одной из основных компетентностей современного человека. 

Почему творческий подход к решению учебных проблем особенно ценен? Творческие задания дают возможность развивать и формировать способности учеников, стимулируют самообразование. Готовлю такие задания по методике ТРИЗ, которая помогает решать актуальные проблемы образования. Основная цель использования ТРИЗ на уроках — дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация. 

Для чего необходима постоянная обратная связь на каждом этапе учебной деятельности? Обратная связь – это контроль и коррекция учебной деятельности ученика со стороны учителя, основанная на принципе зависимости развития личности ученика от личности учителя. Она помогает мне анализировать не только деятельность учеников, но и свои достижения и ошибки, то есть видеть учебно-воспитательный процесс как единую, сложную систему.
Лихачёва Ирина Евгеньевна05.12.2013 17950 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar