РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Толерантное сознание и формирование толерантных отношений у школьников при изучении иностранного языка

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений у школьников при изучении иностранного языка Планетарное сообщество — ничто иное,
как единое целое, все с неизбежностью оказывается его частью;
воспитание должно развивать сознание единства...
(Из материалов ЮНЕСКО)


Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов. 

Проблемы культуры мира – это глобально, но школа прежде всего должна научить детей решать собственные проблемы через развитие толерантности. Выделяют два подхода в развитии толерантности:
  1. ограничения, то есть запреты, законы, правила поведения; 
  2. создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, способности конструктивно решать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. 
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. 

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 

Большими возможностями в решении этих задач обладает предмет «Иностранный язык». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Диалог культур, как результат социокульной направленности обучения иностранным языкам ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре страны изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру своей собственной страны и развивая у них умения ее представлять средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. 

Реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у обучаемых в условиях иноязычного учебного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств как:
  • культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность, 
  • готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, 
  • речевой и социокультурный такт и вежливость. 
Формирование и совершенствование у школьников социокультурной компетенции в основной и старшей школе направлено на:
  • развитие способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка; 
  • формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении
  • развитие поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимание необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества; 
  • овладение способами представления родной культуры в инокультурной и иноязычной среде. 
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю отбору форм урочной деятельности по воспитанию толерантности обучающихся. Среди наиболее эффективных форм необходимо отметить следующие: урок-путешествие, урок-презентация, урок-ролевая игра, урок-беседа. 

Среди педагогических средств, способствующих достижению желаемого результата – прием комментирования и раскрытия аспектов толерантности в процессе объяснения урока, выполнения заданий; прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты толерантности; использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей толерантности. 

В качестве иллюстрации к сказанному приведу фрагмент открытого урока-конкурса компьютерных презентаций на английском языке, проведенного мной в рамках областного семинара «Воспитание толерантности как одно из приоритетных направлений развития личности школьника». 

Тема: Узнаем о других культурах и знакомимся с русскими традициями 

Цели конкурса:
  • воспитывать толерантность к культурам англоговорящих стран путем знакомства с их традициями и сравнения с русскими обычаями 
  • формировать информационную компетентность 
The contest of computer presentations 

LET US LEARN MORE ABOUT OTHER CULTURES AND TELL THE WORLD ABOUT RUSSIAN TRADITIONS. 

In the age of globalisation which has accelerated all the aspects of human development, the rising wave of violence and permanent ethnic and religious conflicts made it clear that all social forces worldwide should try to restore civil peace and social cultural harmony. By adopting the Declaration of Principles of Tolerance in 1995 the UNESCO General Conference and the international community announced that peace and harmony was their priority. Tolerance is respect, acceptance of the rich diversity of human cultures. Tolerance is harmony in difference, a moral duty, a political and legal requirement. 

To be tolerant we should learn other cultures and explain our own culture to other nations. 

AGENDA 

1. Holidays and traditions of English speaking countries
  • British Christmas and New Year 
  • Guy Fawkes Day 
  • Scottish Symbols 
  • St. Valentine's Day in Iowa, USA 
English-speaking countries are Christian countries that' s why there are a lot of similarities in celebrating religious festivals. However, there are much more differences in our customs and traditions. So, it is necessary to explain Russian culture to other nations to make understanding easier. 

2. Public Festivals in Russia.
  • Russian Holidays 
  • Victory Day 
  • City Day in Tambov 
3. Summing up. 

Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация образовательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества. 

Для выполнения поставленной цели в школе процесс социализации ребенка должен строиться через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. 

Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействий.
Шестакова Валентина Николаевна06.12.2013 14500 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar