РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование на уроках физической культуры в школе упражнений с верёвкой.

Использование на уроках физической культуры в школе упражнений с верёвкой. Водянкин Евгений Георгиевич, учитель физической культуры
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района.


Большое значение для повышения мотивации на уроках физической культуры имеет творческий подход к выполнению, казалось бы, обычных упражнений с верёвкой. Значительно усиливается эффект от их выполнения, если добавляются соревновательные моменты, элементы новизны и динамичность. Предлагаю набор упражнений с верёвкой (длина 380-400 см), которые можно использовать в подготовительной и основной части урока, на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях с обучающимися всех возрастных категорий. 

Все упражнения можно классифицировать на две группы: горизонтальное и вертикальное вращение. 

Упражнения с вертикальным вращением (верёвку вращают два человека, стоящие напротив друг друга на расстоянии 2-3м). 
  1. Вращение верёвки навстречу: прыжки по одному, парами, тройками. Чтобы меньше было простоев, можно усложнить задание. Например, прыжки на каждое вращение, после каждого прыжка – оббегание ориентира или прыжки через скамейку и т. д. Это зависит от цели упражнения, уровня подготовки, возраста учеников. Методические рекомендации: разбегаться лучше с 5-7метров, дистанция 2-3 метра, отталкивание с одной ноги в тот момент, когда верёвка вверху, приземление на другую ногу с обязательным дальнейшим пробеганием на 3-4 метра, чтобы верёвка при дальнейшем движении не задела. Это движение сходно с прыжком в длину с разбега, а так же с первым шагом при броске в движении (баскетбол). Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение и с ведением мяча. Располагаться при этом лучше ближе к баскетбольному кольцу, чтобы, выполнив второй шаг, произвести бросок. 
  2. Вращение верёвки в направлении разбега: прыжки заменяются пробеганием под верёвкой. Выполнять задание можно так же по одному, парами, тройками. Можно усложнять упражнение дополнительными заданиями, как и в первом случае. Методические рекомендации: начинать пробегать лучше в тот момент, когда верёвка находится внизу с обязательным дальнейшим пробеганием на 3-4 метра. Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение с ведением баскетбольного или футбольного мяча. 
  3. Эти два упражнения можно соединить следующим образом: обучающиеся располагаются в двух встречных колоннах на равном расстоянии от верёвки. С одной стороны выполняются прыжки, с другой – пробегание. Для исключения столкновения необходимо, чтобы участники выполняли задания по разным краям верёвки. Для наглядности можно использовать линии разметки или стойки (ориентиры), но они должны находиться вне зоны действия верёвки. Упражнения выполняются только в колонне по одному. 
Можно так же добавить соревновательные элементы:
  • по количеству прыжков (пробеганий); 
  • по количество прыжков (пробеганий) за определённое время; 
  • по выполнению действий на каждое вращение. 
Упражнения с горизонтальным вращением (верёвку вращает один человек). На конец верёвки прикрепляется небольшой нетравмоопасный груз для лучшего вращения (например, мешочек с песком).
  1. Упражнение «верёвочка под ногами». Для усложнения можно увеличивать скорость вращения, прыгать, держась за руки в парах, тройках и т. д. Для подготовленных учащихся можно использовать это упражнение и с ведением баскетбольного мяча на месте. Методические рекомендации: перед прыжком на низком отскоке поймать мяч, при приземлении приступить к ведению. 
  2. Упражнение «забеги в круг». Обучающиеся располагаются на расстоянии 50-70 см от внешнего края верёвки (вне круга). После прохождения верёвки необходимо как можно быстрее зайти внутрь круга вращения до ориентира (стойка, линия баскетбольного круга) и, пока верёвка совершает круг, выйти из области вращения верёвки. Можно использовать перемещение приставным шагом, с касанием ориентира рукой или ногой, с ведением баскетбольного или футбольного мяча. 
  3. Упражнение «убеги от верёвки». Обучающиеся располагаются внутри круга вращения и должны двигаться по кругу, убегая от верёвки. Оптимальное количество участников 5-7 человек. Методические рекомендации: для поддерживания скорости вращения, нужно исключить смещение участников к центру верёвки. Лучше ограничить движение 4-5 кругами, чтобы избежать возможности головокружения. 
Эти упражнения направлены на решение задач как по развитию двигательных качеств обучающихся: прыгучести, ловкости, координации, скорости, скоростной выносливости так и по совершенствованию ведения мяча при игре в футбол и баскетбол. Зрительный контроль при этих упражнениях направлен на движение верёвки, что помогает развивать видение игровой площадки в баскетболе и футболе. Использование данных упражнений позволяет повышать моторную плотность и эмоциональный фон занятия.

Список используемой литературы 

1. Албанин В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. - М.: "Просвещение", 2003.
2. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. - М.: "Просвещение", 1995.
3. Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, ползать, метать. - М.: "Просвещение", 1997.
4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие. - М; "Астрель", 2003.
5. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. - М.: Издательский центр "Академия", 2000 - 384 с.
Водянкин Евгений Георгиевич22.12.2013 8890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar