РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе на тему "Мои методические находки"

Эссе на тему "Мои методические находки" Эссе «Мои методические находки»
учителя русского языка и литературы 
МОУ СОШ № 18 городского округа-город Камышин Волгоградской области
Тетериной Татьяны Викторовны.
 

Вновь и вновь размышляю о сущности своей учительской профессии. Почему? В постоянно изменяющемся мире, где расширено информационное пространство, где приоритетными становятся сомнительные ценности, хочется оставаться значимым, уважаемым человеком. Педагогу для этого нужно быть в центре событий, найти с детьми общие точки соприкосновения, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к этой жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, научить идти дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим. Как сказано в одной софийской притче: знание без специальной способности к обучению – это не то же самое, что знание и способность. Вот почему задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не просто дать знания, а привить тягу к самопознанию. 

И модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания преподаваемых предметов, но и на изменение подходов к методике преподавания. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования», - так написано в «Концепции модернизации…»
Работая в школе в течение многих лет, я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как ни учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области? Каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний?
 
Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации...При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера. 

Задания нужно давать так, чтобы они не дублировали, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе. От работы в парах (взаимопроверка, «Грамматическое домино» и т.д.), в группах сменного состава до серьезных «Вертушек». Причем стараюсь, чтобы каждый раз ученик пробовал себя в группе в разных ролях. 

В учебный план нашей школы входят уроки по русской словесности. В моих классах отработан прием владения терминами – это систематические словарные диктанты в различных вариациях: запись слов по формулировке термина, по рисунку, по чтению фрагмента из художественной литературы и т.д. Это позволяет развивать не только грамотное письмо, но и умение разбираться в прочитанном. Здесь тоже хорошо помогает групповая работа. А при лингвостилистическом анализе текста в старших классах в творческих группах появляются «оппоненты», « искусствоведы», «консультанты» и т.д. 

Я увидела на практике, что интерактивные методы позволяют учащимся находиться в режиме диалога, они ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, позволяют доминировать активность учащихся в процессе обучения. И использовать интерактивные методы можно не только на этапе закрепления, но и на этапе получения(«добывания») знаний. В классе меняется атмосфера, появляется дух сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. Только надо помнить, что использование этих методов не самоцель. Они дают возможность для профессионального роста: ведь для этого нужна тщательно спланированная работа:
  • Подбор методов в зависимости от возраста учеников. 
  • Подбор таких заданий для работы, которые дали бы ключ к освоению темы. 
  • В процессе работы нужно создать атмосферу, в которой ученики выполняли задание вдумчиво, а не механически. 
  • Учитывать способности учащихся. 
Интерактивные методы работают не только в группах. Я активно их использую на уроках-лекциях, диспутах, в работе с наглядными пособиями, документами, видеоматериалами. Стараюсь, чтобы сотрудничество царило на моих уроках. Может, поэтому мои ученики не боятся задавать вопросы и получать пояснения, самостоятельно проводят поиск необходимой информации, активно занимаются научно-исследовательской деятельностью? Филологическим обществом «Археологи языка», которым я руковожу, было проведено исследование «Влияние русских говоров на современный язык Камышинского района Волгоградской области», получившее высокую оценку на научно-практической конференции. Члены группы выезжали в села района, беседовали со старожилами. Ребята моего класса при изучении темы «Сочинение-интервью» написали творческие работы о женщинах Поволжья. Дети с удовольствием брали интервью у учителей, врачей, открыли заново для себя собственных мам и бабушек. Результатом такой кропотливой работы явилась рукописная книга «Жемчужины Поволжья», занявшая 1-е место в Областном конкурсе рукописных книг. 

Я увидела, что когда учащиеся получают знания из собственного опыта, работают увлеченно и с удовольствием, тогда все это действительно становится полезным. Интерактивные методы позволяют обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный подъем. Тогда даже скучные школьные сочинения становятся источником творческого вдохновения. Кому не захочется написать письмо Марье Кирилловне или ответ Онегину? Эти методы позволили научить ребят в обыденном видеть что-то необыкновенное. «Дневник городского одуванчика», - так назвала моя ученица свою работу, вошедшую в сборник «За чистоту на планете». Сочинения в стихах или с применением акростиха не редкость в нашем классе. Очень часто тему своей работы дети выбирают или формулируют самостоятельно. 

Иногда среди учителей (особенно «старой» закалки) слышу негативные отзывы о компьютере. Разве только ленивый не ругает сегодня Глобальную сеть : и отвлекает это детей, и заставляет шаблонно мыслить…А если все это заставить работать «на себя»? Например, составленные мною компьютерные презентации вдохновили учащихся на собственные проекты. И теперь нередко в роли учителя со своим творчеством на уроке выступает ученик! Очень любят в моих классах всевозможные олимпиады и конкурсы. Участие группы учащихся класса в интернет - олимпиаде «Эрудиты планеты», где было много вопросов по языку, сплотило ребят, заставило взяться за словари и дополнительную литературу. 

Все наши начинания, мои методические поиски поддерживают родители, которые нередко становятся активными участниками нашей воспитательной работы. Для них я устраиваю консультации и тренинги по предмету. 

Наверное, каждый неравнодушный учитель задумывается о своей работе…Конечно, хочется быть и востребованным, и уважаемым…Но, размышляя о своем предназначении, необходимо помнить, что имеем мы дело с неокрепшими душами. И поэтому каждому из нас необходимо помнить вечную заповедь: не навреди!
Тетерина Татьяна Викторовна09.12.2013 48610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar