РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание условий для развития личности в коллективе.

Создание условий для развития личности в коллективе. Что формирует личность человека? Сразу приходит ответ: семья, социальная среда и, конечно, школа. Если учесть, что формирование происходит в детстве, то семья и учебный коллектив становятся наиболее важными в этом процессе. Коллектив же называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является мощным стимулом, фактором развития и вдохновения. 

В «Педагогике» Сластенина В.(ГЛ.13, П.1) говорится, что «развитие личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие коллектива ». Получается, что чем активнее члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные способности, тем ярче жизнь в коллективе, тем сильнее его воспитательное воздействие.
А.С.Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив учеников - не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». 

Вот уже шесть лет я руковожу коллективом, где каждый – личность. Нашим девизом являются слова – «Главное – мы вместе!» Причем «мы» - это не только ученики, но и я, их классный руководитель. Когда я взяла несмышленых «пятиклашек» с восторженными глазами и большим желанием стать со мной единым целым, я поняла, что очень важно при работе с классом создать атмосферу взаимопонимания, творчества, но при этом не дать потерять им свою индивидуальность. 

В этом огромную роль играет эмоциональный психологический климат. Атмосфера капризна и изменчива, а климат коллектива представляет собой нечто устойчивое, о нем можно говорить как о характеристике класса. 

Социально-психологический климат обычно определяется как устойчивый эмоциональный настрой - в нем соединяются настроения учащихся, их переживания, волнения, отношения друг другу, к окружающим событиям. Он влияет на меру проявления индивидуального «я», а в итоге – на личностное развитие ребенка. 

Климат называют благоприятным, если в нем царит атмосфера доверия, доброжелательности, заботы , требовательности. Я заметила, что, если учащиеся готовы к труду, проявляют творчество, достигают высокого результата, работая без контроля и неся ответственность за выполненное, чувствуют причастность ко всему происходящему, активно вступают в общение, руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива. 

В моем классе каждый уверен в себе, поскольку свободен в выражении собственного мнения, знает свои достоинства. У нас хорошо развито самоуправление, учащиеся имеют постоянные и разовые поручения, получая возможность быть как руководителем, так и подчиненным. После каждого мероприятия мы анализируем свое в нем участие, выявляем положительные и отрицательные стороны, причем, учитывается мнение всех. Показательным является и положение в коллективе «новеньких». Уже через небольшое количество времени стираются грани, ученик чувствует себя полноправным членом коллектива. Родители учащихся принимают самое активное участие в нашей жизни, что позволяет сделать процесс развития личности еще плодотворней. 

При этом важно понимать, что сотрудничающий педагогический стиль не означает нечто промежуточное между авторитарностью и попустительством. Такого учителя должны отличать высокая общая культура общения как с детьми, так и с коллегами, родителями и др., строящаяся на уважении личности другого человека, способности к самоанализу и самокритике.

Сотрудничество требует от учителя строить обучение, развивая в ребенке глубокий познавательный интерес, мобилизуя эмоции учащегося как энергетику его учебно-познавательной деятельности, что становится возможным при собственном глубоком знании предмета и интересе к нему. Поэтому интеллектуальная атмосфера - еще одно из условий развития личности в коллективе. 

Учителю при этом надо помнить, что профессионализм не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он проявляется всегда в процессе общения, поэтому подлежит непрерывному становлению. Я уверена, что учитель должен быть востребован временем, интересен своим ученикам, уважаем ими. Поэтому такой педагог учится всю свою жизнь! Он не только помогает своим ученикам завоевывать интеллектуальный Олимп, но и сам принимает участие в профессиональных и предметных конкурсах. В коллективе, в котором преподает такой профессионал, незакомплексованные, умеющие самостоятельно добывать знания, творческие ученики.
Итак, для создания условий развития личности в коллективе от учителя требуется немало усилий. Путь этот не всегда усыпан розами, часто приходится наступать на шипы. Как и в любом деле, нужна система работы. Но « дорогу осилит идущий»!
Тетерина Татьяна Викторовна.09.12.2013 15850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar