РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегративно-гуманитарный подход как основа для построения социально-культурного, лингвистического пространства школы

«Но даже генезис познав 
Таинственного мирозданья, 
И вещества живой состав, 
Живой не создадите ткани. 
Во всем подслушать жизнь стремясь, 
Спешат явленья обездушить, 
Забыв, что если в них нарушить, 
Одушевляющую связь, 
То больше нечего и слушать!» 
«Фауст» Гете

Пожалуй, более точного описания сути интегративно-гуманитарного подхода в образовании не найти. Почему же поднимается тема интеграции? Влияние моды в области методологии? Классик И.В. Гете дает очевидный ответ: «Нет! Это единственно органичный, а, стало быть, природосообразный подход!» Следовательно, цель определена: «оказание содействия учащемуся в сохранении у него холистического, т.е. реалистичного восприятия мира и формировании экологического (в значении разумного Землеуправления) мышления. Отсюда вытекает задача – повернуть школу лицом к действительности, т.е. перестроить содержание и методы обучения под углом тех глобальных процессов, которые являются определяющими для современного этапа развития общества. Имеется в виду три процесса: интенсификация познания мира человеком, интеграция научного знания, смена естественнонаучной традиции, означающая отказ от позиции, когда человек выступал в качестве стороннего наблюдателя природы, и переход на позицию признания органичного единства природы и человека. 

Возникает вопрос: какова роль иностранного языка? Каков его вес? Ведь это задача всего содержания образования, его учебного плана! Очевидно, что последний должен стремиться к сбалансированности лево и правополушарных предметов. На сегодняшний день доля левополушарных предметов в школе составляет примерно 90%, что ведет к однобокому, т.е. ущербному мировосприятию.
Это вывод верен. Но предлагаю заострить внимание на на уникальности роли английского языка в ряду подобных предметов. По- моему, его интегративно- цементная основа, функция - уже не теорема, а аксиома. 

Большая часть школьных предметов представляет из себя научные дисциплины, изучающие те или иные аспекты жизни, ее законы. Словесность же – инструмент, позволяющий дать определение составляющим жизни, помогающий создать единую, целостную, реалистичную картину мира, связать между собой разные грани человеческих исследований (физиков и лириков). И сегодня на планетарном уровне необходимость интегративно-гуманитарного подхода очевидна, как очевидна и необходимость понимания друг друга. И школьный предмет Английский язык приобретает иную, более высокую степень важности. Открываются новые возможности более полномасштабного погружения во все сферы деятельности современного мира, новые формы формирования такого (холистического) мышления. Порой их открывает сама жизнь. Об этом считаю необходимым рассказать, видя в этом толику новизны. 

Помните:
Блажен, кто вырваться на свет
Надеется из тьмы окружной
В том, что известно – пользы нет,
Одно неведомое нужно.
( «Фауст». Гете) 

Пару лет назад, путешествуя по ряду европейских стран ( сегодня это становится нормой для многих), мне удалось собрать хороший фотоматериал о культуре, истории, традициях наших соседей. Факт, что Европа действительно без границ, что ты способен понять любого, подтолкнул к желанию приблизить своих учеников к этому воистину целостному миропониманию. Так родилась идея организации фотовыставки с информацией, передаваемой на языке, который понятен всей Европе – английском.

Мы, организаторы, с удивлением и радостью отмечали, что подаваемый фотоматериал (фото размером 30-45 в количестве 70-80 штук) вызвали реальный интерес у учащихся. Видимо, мир, такой далекий еще вчера, стал ближе через сопричастность их преподавателя с этими культурными ценностями, и собственная текстовая информация воспринималась не как урочные штампы, а как реальный проход в другое измерение. Слова преподавателя « Ученье – свет» стали довольно близкой реальностью, ведь владея иностранным языком, через международные студенческие программы будущие студенты получат возможность выехать на практику в развитые европейские страны. А это стимул. Далее - современные дети привыкли к красочной подаче мира благодаря СМИ: от мультфильмов и ярких образовательных видеопрограмм до отличных энциклопедических изданий с великолепной полиграфией. И когда еще недавно «отдаленная» видеоинформация вдруг предстает в том же качестве совсем рядом ( а фотосредства сегодня позволяют сделать это), когда в подготовке этого фото- и видеоматериала можно участвовать самому (школьники принимают участие в конкурсе на лучший текст к той или иной фотографии), то такая информация – в данном случае лингвострановедческая – становится личностно- значимой, ближе и роднее. 

Регулярный просмотр фотоматериалов с соответствующими подписями на английском языке способствует развитию воображения, пространственного мышления, воспитывает на лучших образцах человеческого гения, учит ценить и развивает умение описывать увиденное с использованием соответствующей лексики. С целью перевести полученные знания в долговременное хранилище памяти выставка организуется на довольно длительный срок –до 4-5 недель. Затем экспозиция меняется. Так было и нашем случае. 1-я лингвострановедческая выставка сменилась исторической и была посвящена одной из страниц истории Отечества – Крымской войне 1853-55 годов, столкнувшей Россию с франко-английским альянсом. В основу экспозиции легли фотоматериалы, сделанные в городе-герое Севастополе, в его знаменитой панораме. Материалы готовились совместно с преподавателями истории, что обеспечило в сознании учащихся полную интеграцию двух школьных предметов и расширило активный словарь учащихся.
 
Преимущества подобной подачи информации:
  1. Восприятие исторического и лингвистического материала не в формальной обстановке урока, а во время перемены, когда ученик спокоен; 
  2. Фотоуроки вносят разнообразие в процесс обучения; 
  3. Объемный предметно-нацеленный материал помогает в концептуализации: многие идеи воспринимаются лучше визуально, чем вербально; 
  4. «Остановить мгновенье» на уроке сложно, а здесь есть возможность задуматься, найти новые штрихи к поднятой теме. 
Подготовка дополнительного материала по своему предмету демонстрирует учащимся, что педагог более многогранен, чем видно в формате урока, его эрудиция видна явственнее, авторитет среди учащихся выше. 

Тему 3-й выставки нам подсказала осень. Богатство пейзажей юга России, столь схожее с красотой английских и шотландских ландшафтов тесно переплеталось в поэзии гениев человечества: Пушкина, Лермонтова и т.д. Красота строк, описывающих нашу Alma Mater, дает осознание того, что мир един, разница лишь в языках, описывающих его. Часть фоторабот имела подписи только на русском, часть только на английском языке. Треть работ оставалась безымянной. Это и было творческим заданием для учащихся: придумать, найти более точные эпитеты к той или иной фотозарисовке. Качество ученического труда было оценено учителями предметниками. Этот вид работы заставил учащихся перебрать большое количество литературы, чтобы подобрать «свой слог». 

4-я выставка прошла под эгидой совместного творчества с биологами и посвящалась теме экологии и роли человека в природе. Эта работа вызвала значительный резонанс, поскольку «задела за живое» и заставила говорить (на русском ли или на английском) – важно понять друг друга и найти способы решить проблему. Почти все тексты были на английском, но наблюдения показали, что эмоциональный подход к теме, ее актуальность снизили языковой барьер, ведь проблема воспринимается «интернационально». 

Подводя итог годовой работы, мы вновь убедились, что: 
  • Эффективная гуманитаризация обучения обязательно требует интеграции. Интеграция без гуманитаризации в принципе возможна: можно организовать межпредметные связи, не выходя на человека и его проблемы; можно, отвлекаясь от духовной жизни человека, осуществить синтез физики и астрономии. Такая интеграция допустима, но она будет в некотором смысле более формальной, нежели интеграция, рассматриваемая в контексте с гуманитаризацией. 
  • Гуманитаризация в обучении предполагает построение содержания и методов обучения, которые способны реализовать пять интегративно-гуманитарных принципов: личностного восприятия, сопричастности, глобального восприятия, ориентации на взаимопонимание, личной ответственности. 
Жизнь подсказывает нам решение наших проблем. Наша задача – их прочитать и осуществить.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены