РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй.

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй.
Ветринская Е.А. 
МБОУ СОШ №3 
п. Никель 
Мурманская область 

Диагностика не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. 
Д.Добсон 

Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности. 
Она может быть использована не только в работе с учащимися, но в первую очередь её необходимо использовать в работе с коллективом родителей. 

Одна из главных задач классного руководителя – сделать родителей активными участниками учебного процесса . 
Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу. 

Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского : «Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» 

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. 

А.С. Макаренко писал: « Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся перевоспитывать». 

Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться , любить, трудиться, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребёнка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества. 

Предварительная диагностика. 

Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволяет классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребёнка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса. 
Образец предварительной диагностики в начальной школе. 

Анкета №1 Экспресс-прогноз состава родительского коллектива. 
  1. ФИО родителей. 
  2. Образование родителей. 
  3. Возраст обоих родителей. 
  4. Возраст существования семьи. 
  5. Полная или не полная семья. 
  6. Количественный состав семьи. 
  7. Жилищные условия семьи. 
  8. Адрес, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей 
  9. Материальные возможности семьи ( нуждается ли ребёнок в бесплатном питании) 
  10. Интересы, увлечения, хобби семьи 
Анкета №2 Экспресс-портрет будущего первоклассника. 
  1. ФИО 
  2. Число, год и месяц рождения. 
  3. С какого времени посещал детский сад, как складывались у ребёнка отношения в детском саду? 
  4. Как часто болеет и как справляется с болезнями? 
  5. Каким школьником ему хотелось бы стать? 
  6. Кто из его друзей и приятелей будет вместе с ним посещать школу? 
  7. Как относится к покупке школьных принадлежностей? 
  8. Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий? 
  9. Кто из членов семьи наиболее авторитетен для вашего ребёнка? 
  10. Каковы особенности характера и эмоциональной сферы вашего ребёнка? 
  11. Какие качества характера своего ребёнка вы хотели бы активно развивать? 
Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребёнка в учебное заведение. 

Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребёнка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни. 

Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий ( я знал, что так и будет и т.д. ), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. 

Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников 
  • Мои школьные воспоминания – это … 
  • В классе я всегда чувствовал себя… 
  • Мой классный руководитель относился ко мне… 
  • Мои школьные результаты были… 
  • Мне нравится, когда учитель … 
  • Мне не нравится, когда учитель… 
  • Я обижался, если… 
  • Я радовался, если… 
  • Самое яркое событие школьной жизни – это… 
  • Из школьной жизни мне больно вспоминать о … 
  • Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе … 
  • Я не хочу, чтобы мой ребёнок в свои школьные годы пережил… 
Самоорганизация (организация произвольной деятельности), ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п. 

Несформированность организации деятельности встречается у детей достаточно часто и способна серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (неумение планировать и контролировать свою деятельность, частые отвлечения, суетливость, очень медленный темп работы) возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Действительно, такой ребенок может хорошо работать, но его внимание необходимо организовать, сложную инструкцию (задание) разбить на части и повторить несколько раз. Все действия при этом должны выполняться поэтапно. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в 1 классе. Придется довольно много времени уделить приготовлению домашних заданий, так как многое из того, чему ребенка учили в классе, окажется незнакомым. Как правило, у таких детей снижены показатели памяти и внимания. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психологического процесса. Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания (ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов, увлечений). Произвольное внимание это привычка, воспитание которой начинается в семье. 

А.С. Макаренко писал: « Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как нужно, потом придётся перевоспитывать». 

Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться , любить, трудиться, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребёнка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества. 

Список используемой литературы. 
  • Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2002. №.-с.89 
  • О.Н. Урбанская Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.-М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13 
  • Т.В. Кружилина доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специиального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы» 
  • ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения). 
  • Безруких М.М., д.биол.н.. проф., академик РАО «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет», Москва 2007 
  • Н. И. Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.-С. 9-44
Ветринская Елена Анатольевна27.12.2013 18490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar