РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационная культура – необходимое качество современного педагога и учащегося

Информационная культура – необходимое качество современного педагога и учащегося Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. 

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. 

Это сделает возможным:
  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; 
  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; 
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; 
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем. 
В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника) 

Главной целью своей работы я считаю формирование информационной культуры личности школьников и учителей.
Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, со-стоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся. 

Одной из задач образовательной программы нашей школы является создание необходимых условий для повышения качества образования, обеспечение его доступности и учёт интересов обучающихся, сочетание фундаментальности и практической направленности обучения, обеспечение единства образования и воспитания. 

В настоящее время серьезное внимание уделяется информационной подготовке личности. Есть необходимость в целенаправленной и комплексной подготовке человека, включающей широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. 

Неоспорим тот факт, что ИТ открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.
Современные ИТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса. 

Компьютеризация всех сфер деятельности человека вызвала небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. 

Проблема состоит в том, что идёт отставание информационной культуры учителя от информатизации образования. Имея электронные образовательные ресурсы, большинство учителей недостаточно хорошо умеют правильно их использовать. Современный учитель должен владеть информационной культурой, начиная с минимальных знаний компьютерной грамотности до совершенства в использовании информации с овладением ИТ и научить этому ученика. Необходимо помочь учителю сформировать положителюную мотивацию к овладению профессиональной информационной культурой. В условиях современного информационного общества роль учителя состоит в том, чтобы, используя информационные ресурсы, по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. 

Но существуют факторы, тормозящие повышение информационной культуры. К ним можно отнести:
  1. Отсутствие или недостаток компьютерной и мультимедийной техники; 
  2. Дополнительная нагрузка на учителя по освоению компьютерной техники и ИКТ; 
  3. Трудности в овладении компьютерной грамотностью и ИКТ; 
  4. Отрицательный психологический барьер (боязнь, неуверенность и т.д.); 
  5. Нежелание большинства учителей использовать ИКТ, особенно у учителей старшего поколения. 
Для преодоления этих проблем в школе была разработана долгосрочная Программа повышения информационной культуры учителей и обучающихся, которая состоит из не-скольких этапов. 

На первом этапе целью работы было расширение внедрений ИКТ в образовательный процесс. Для этого была создана нормативно-правовая и методическая база, включающая в себя: должностные инструкции, планы работ зам.директора по ИКТ и лаборанта; паспорта кабинетов информатики, журналы регистрации и учёта; методическая копилка. 

Также был проведён ряд мероприятий по освоению педагогическим коллективом ИКТ: 
  1. Исследования с помощью анкетирования по выявлению уровня информационной грамотности, анализ которых показал, что уровень владения навыками работы на ПК недостаточен, в особенности учителями старшей возрастной категории. 
  2. Созданы дополнительные еженедельные курсы по овладению компьютерными технологиями для начинающих. 
  3. Сформировано творческое объединение «Применение ИКТ в учебном процессе», где изучались различные ЦОРы и возможность их применения на уроках и при подготовке к ним. 
  4. Проведены семинары-практикумы, где были продемонстрированы электронные учебники, имеющиеся в медиатеке школы, рассмотрены возможности их использования по различным темам и видам уроков. 
В течение учебного года проводились индивидуальные и групповые консультации по использованию электронных учебников и Интернет-ресурсов на уроках и при подготовке к ним, а также при работе с проектами, подготовке к экзаменам и внеклассным мероприятиям. 

Информационная открытость школы осуществлялась с помощью регулярного обновления интернет-блога, но возникла проблема: отсутствие Web-сайта школы с наличием форума и обратной связью. Форум на сайте позволил бы интерактивно общаться с учителями, учащимися и родителями, обсуждать вопросы деятельности школы. Эта за-дача была перенесена на следующие этапы моей работы. 

На втором этапе внедрения Программы основной целью было определено: повышение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт использования ИКТ.
 
В ходе работы решался ряд задач, основными из которых были: продолжение работы с педагогами по овладению новыми средствами ИКТ; регистрация и разработка сайта школы на портале Дневник.ру; участие в интернет-фестивале «Открытый урок»; расширение методической копилки; повышение эффективности использования ИКТ в управленческой деятельности.
К этому времени в структуру урока более широко стали вводиться электронные мультимедийные пособия, слайдовые презентации подготовленные учителями и обучающимися, чаще стали использоваться поиск и анализ интернет-ресурсов. Большинство педагогов, практически на каждом уроке, начали использовать компьютерные технологии как для объяснения нового материала, так и для творческой работы учащихся и проверки знаний. 

Для решения проблемы недостатка оснащения кабинетов компьютерной техникой был сформирован мультимедийный переносной комплект (ноутбук + проектор) координацию работы которого осуществлял зам.директора по ИКТ.
Основным направлением творческой группы «ИКТ в учебном процессе» стало изучение методов работы в тестовой программе «MyTest» и её возможностей. На занятиях группы были разработаны тесты по различным предметам, в которых используются различные уровни сложности для контроля знаний с регламентацией времени выполнения проверочной работы, устанавливается порядок допуска к каждому последующему заданию, выбирается вид оценки. Результаты тестирования заносятся в протокол (внешний файл) и могут быть выведены на печать. Эти тесты учителя использовали на своих уроках, что позволяло исключать человеческий фактор в оценивании – работа оценивается компьютером в соответствии с заложенным в неё уровнем выполнения заданий, оценка становится независимой. Итогом работы группы на этом этапе стал диск с кол-лекцией тестов по предметам.
Обучающие семинары были направлены на апробацию возможностей образовательно-социальной сети Дневник.ру для повышения качества образовательного, воспитательного, управленческого процессов, включая процесс инновационного развития и системноиндивидуального сопровождения школы. 

Практикумы и консультационные занятия были разделены на три основных шага.

1. Знакомство с интернет-проектом Дневник.ру.
Цель: дать представление об электронных дневниках и выполнить регистрацию в «Дневник.ру»

2. Начало работы в Дневник.ру
Цель: сформировать знания об интерфейсе и меню «Дневник.ру»

3. Школьные функции

Цель: получение навыка управления образовательным процессом, при помощи электронного дневника

Итогом работы творческой группы "ИКТ в образовании" в этом году стала регистрация всех сотрудников и обучающихся школы, а также родителей или законных представителей. Были заполнены профили сотрудников, велось электронное расписание и своевременно вносились в него изменения, заполнялся журнал оценок. 

По развитию ИКТ-компетентности проводилась работа и с учащимися, это: еженедельный факультатив «Компьютерная графика» для учащихся 5-6 классов; предоставление возможности использования ресурсов Интернет для подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА по предметам русский язык, математика, биология, информатика, а также для подготовки к Дню науки и творчества и проектов на НОУ, поиска информации для рефератов, докладов и пр. 

В течение года осуществлялась координация работы информационного блога: в каждом классе были выбраны редколлегии, которые самостоятельно своевременно пополняли сведения о мероприятиях, проводимых в школе. 

На третьем этапе внедрения Программы были продолжены работы на портале Дневник.ру, овладение новыми возможностями данной образовательной сети, расширилось участие в интернет-конкурсах и фестивалях. 

Материальная база школы существенно возросла, по сравнению с начальным эта-пом. Анализ посещенных уроков показал, что учителя в достаточной мере применяют электронные мультимедийные пособия, слайдовые презентации для объяснения, закрепления и проверки знаний изученного материала. 

Поэтому несколько изменились задачи по повышению информационной культуры педагогов. Наряду с различными семинарами, групповыми и индивидуальными консультациями по повышению качества использования информационных ресурсов наша творческая группа стала работать над созданием индивидуальных электронных портфолио и сайтов учителей. Итогом этого этапа работы стали учебный и официальный сайт учителя биологии (http://biologorni.ucoz.ru/ и http://alenafab.ucoz.ru/) 

В настоящее время у нас создано единое информационное пространство школы – система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. 

Можно с уверенностью сделать вывод, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволило поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень. Выпускники школы, владея современными компьютерными технологиями, умеют работать, как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, представлять полученный «продукт» своего личного и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей. Учителя, освоившие информационно-коммуникационные технологии и обладающие достаточным уровнем информационной культуры, приобретают качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.
Васильева Елена Вячеславовна14.12.2013 24060 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar