РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как повысить качество образования на уроках технологии

Как повысить качество образования на уроках технологии

Севостьянова В.А., 
учитель технологии, 
МАОУСОШ №21 г. Челябинска,
Первая квалификационная категория

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования "задает” качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом.

На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщать учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации.

В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:

  • учащиеся невнимательны, не заинтересованы;
  • к учебе относятся совершенно безразлично;
  • учащиеся работают по шаблону, выполняет задания ради оценки,
  • не могут применить теорию на практике;
Первопричиной этих проблем является отсутствие мотивации к учебе.

Для её повышения необходимо:

  • Сформулировать цель работы таким образом, чтобы цели преподавателя стали привлекательными для учеников. Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. К примеру, так формулируется цель урока по теме «Раскрой»: Для меня как учителя - Ученики будут уметь правильно кроить изделие», для ученика – научаться кроить изделие. Чтобы ученики сами сформулировали цель, использую следующий прием: демонстрирую два образца, один из которых неудачно сшитый и в процессе диалога мы вместе обсуждаем и составляем задачи нашей деятельности. Критерием достижения такой цели будет проверка кроя.
  • Стараюсь предлагать учащимся такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Для каждого раздела мною разработаны задания разного уровня сложности, для учащихся с разной подготовкой. Выполнение даже не очень сложного задания создает у ученика чувство радости и способствует закреплению желания работать дальше. (Например, сшить прихватку, игольницу на свой выбор; разработать модель своего будущего изделия; раскрой и пошив брюк в различных вариантах, придумать рецепт блюда из предложенных продуктов и выбрать тему проекта при помощи «мозговой атаки» т.д.). Предлагаю ребятам придумать для этих несложных изделий свою отделку, оформление, то есть проявить творческие способности, ориентирую учеников на самооценку деятельности.
  • В ходе объяснения нового материала использую такие приемы, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление. Поэтому показываю детям готовый образец, который можно посмотреть, потрогать руками, или демонстрирую иллюстрацию в компьютере. Объясняю материал простым, доступным языком, если непонятные слова встречаются при обучении – обязательно проясняю их. Если человек не имеет представления о том, что он изучает, то и усвоить качественно знания он не сможет.
  • Учебный материал стараюсь подавать в форме деловой игры, урока– семинара, выполнения проектных заданий, творческих мастерских, в форме работы групп сменного состава, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Эти формы организации учебной деятельности способствуют сотрудничеству учеников на уроке, взаимопомощи, позитивному отношению класса к предмету и учебе в целом. Учащимся, которые быстрее усвоили материал, предлагаю поработать моими помощниками, помочь отстающим. В процессе работы я заметила, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Например, в разделе «Кулинария» организую урок-соревнование, на котором работают 2-е бригады. Каждой из них предлагаю на выбор несколько вариантов блюд. Победителем считается та бригада, которая может приготовить и оформить блюдо быстрее, таким образом, в бригаде работа идет сплоченней.
  • Не умаляя достоинств групповой и парной форм организации работы, уроки технологии невозможно представить без индивидуальной работы. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, таким образом, происходит корректировка пробелов в знаниях и умениях учеников. Корректировку провожу сразу же на уроке.
  • Очень важно создать на занятии психологически комфортную атмосферу, условия для уютной и безопасной работы. Стимулирую деятельность учащегося не только через оценку, но и не забываю говорить слова благодарности, поощрения, регулярно провожу выставку лучших работ. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
  • Уважительное отношение к каждому ученику, приветливый тон учителя,
  • чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, делать красивые вещи своими руками.
  • Установлено, что в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Постоянное внимание и систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Таким образом, на современном этапе в образовании важно не только побудить у детей желание "хочу узнать", но необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!"

Поэтому учителю важно научиться строить отношения с учениками, быть заинтересованным в успехах детей, видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы.
Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

Используемая литература:
1. Е.П.Ильин " Мотивация и мотивы” Питер, 2000г
2. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000г.
3.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c
http://att-angarsk.ru/FGOS_publ_doklad_2.htm
http://repetitor-kaliningrad.narod.ru/3.html
http://pedagog2010.lokos.net/article/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-na-uroke-tekhnologii
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,27400/Itemid
http://www.sch5.stavedu.ru/sovetrodsrsh/516
http://festival.1september.ru/articles/585914/
http://www.poznaysebia.com/shkolnikov-na-urokah/
http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1880.html

Севостьянова Вера Александровна15.01.2014 11700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar