РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О проектной деятельности как об одном из современных приемов в обучении иностранному (немецкому) языку

О проектной деятельности как об одном из современных приемов в обучении иностранному (немецкому) языку Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на ситуацию в сфере образования: на смену формально - знаниевой пришла личностно-деятельная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход, что требует пересмотра целей и содержания обучения иностранным языкам и применения новых методов и технологий в обучении. В соответствии с целью изучения ИЯ, направленной на развитие коммуникативной компетенции, в совокупности ее составляющих (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная) и на развитие личности учащегося, одной из приоритетных задач, думается, следует считать необходимость приобретения навыков и знаний по немецкому языку, но с ориентировкой на жизнь. Решение использовать метод проектов в своей педагогической деятельности говорит о высокой квалификации учителя, его способности использовать прогрессивную методику обучения и развития учащегося [Лукина: 145]. Говоря о современных тенденциях в образовании, В. М. Спиваковский отмечает необходимость использования в школах таких приемов, как квесты, проекты, тренинги, уроки-кейсы [Спиваковский: 46]. 

Проектная работа приобретает всё больше сторонников главным образом потому, что позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребёнка на уроке иностранного языка и дает возможность учащимся использовать навыки в языке в реальных ситуациях, выразить свои идеи на немецком языке и в творческой форме. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Во время работы над проектом выстраиваются новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, он становится куратором, путеводителем ,координатором.
Но важным, мне думается, является не просто использование проектов в учебной деятельности, а понимание необходимости применения проектов различных видов, проектов различной продолжительности, и, что, не менее значимо, это использование проектной работы в совокупности с другими современными приемами обучения: уроки-кейсы, взаимно скрещивающиеся и связывающиеся (например, кейс под названием «Национальная еда», цель которого – изучение и приготовление национальных блюд разных стран. 

В этом кейсе перекрещиваются география, биология, бизнес, немецкий язык, история и т.д.), присвоение ученикам почетных званий, таких, как «Лучший знаток грамматики немецкого языка этого месяца», выучивание наизусть эрудиток – небольших списков с интересными и важными данными для воспитания эрудиции («Название пяти немецкоязычных стран и их столиц», «5 самых известных немецких музеев»), вывешивание в классе каждый месяц новых слоганов на немецком языке, которые дети будут видеть каждый день, быстро и надолго их запоминать («Решайте все здесь и сейчас», «Действуйте на результат», «Заботьтесь друг о друге»). При этом, хочется отметить, что, как уже упоминалось выше, важно использовать различные виды проектов: игровые проекты (инсценировка песни), информационно -исследовательские проекты (создание буклета-путеводителя по немецкоязычным странам, создание презентация на тему «Города Германии»), творческие проекты (например, свободное литературное сочинение на тему: «Мое любимое слово на иностранном языке», «Моя любимая буква в немецком языке»), конструктивно-практические (дневник наблюдений, создание игры и ее описание), сценарные проекты (сценарии внеклассных мероприятий на немецком языке), издательские проекты (например, стенгазеты на темы : «Рождество в Германии», «Пасха у немцев», «Новый год в России и Германии», материалы для стендов). Важно также помнить о том, что проекты могут быть различными по продолжительности: мини-проекты, рассчитанные на один урок, средние по продолжительности проекты, реализующиеся в течение нескольких уроков и долгосрочные проекты. 

Конечно, никто не утверждает,что что проектная работа на уроках немецкого языка поможет решению всех проблем в обучении, но одно можно сказать с уверенностью, что, чтобы обучение ИЯ было эффективным, оно должно быть увлекательным. Думается, что данный метод может увлечь учащихся творчеством, способствовать их развитию, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей. Стоит отметить, что наиболее эффективна проектная работа при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения. 

Таким образом, несомненным «плюсом» в активизации проектной деятельности на уроках немецкого языка является возможность соединять разнородное и сочетать несочетаемое, создавая новые смыслы вещей, использовать приобретенные языковые навыки в ИЯ (немецком языке) в реальных ситуациях.
 
Литература:
  1. Лукина И.Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащегося// Известия РГПУ им. А.И.Герцена.2007.№43-2.; 
  2. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. –Киев.: Гранд-Экспо, 2011. – 436с.: ил. – ISBN 978-966-2552-01-0/
Моклокова Елена Николаевна26.12.2013 9830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar