РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование педагогической культуры родителей в условиях образовательного учреждения.

Формирование педагогической культуры родителей в условиях образовательного учреждения. Светличная Елена Николаевна
социальный педагог
ГБОУ СОШ №303 им.Ф.Шиллера
г.Санкт-Петербурга


Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений имеют неоценимое значение для воспитания ребенка. 

Педагогическая культура родителей служит основой их воспитательной деятельности. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания ребенка. Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. 

Она включает несколько компонентов:
  • понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 
  • знания о развитии, воспитании, обучении детей; 
  • практические умения организации жизни и деятельности детей в семье; 
  • продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). 
Педагогическая подготовленность родителей включает в себя определенный объем знаний, прежде всего педагогических и психологических, а также медицинских, правовых и др., на основе которых в ходе практики воспитания детей вырабатываются воспитательские умения и навыки, развиваются педагогические способности и мастерство, осуществляется процесс самообразования и самовоспитания. 

Современная школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, в то время как большинство родителей не имеет педагогической подготовки. Недаром еще П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. 

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В одностороннем порядке школе трудно наладить диалог с семьей ребенка, так как семья к нему не готова. Только систематическая и последовательная работа с семьей ведет к возникновению союза родителей и педагогов. 

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. Успех в воспитании детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи. 

Необходимо работу образовательного учреждения строить таким образом, чтобы в получении позитивных результатов были заинтересованы не только работники школы, но и сами родители. Это возможно посредством организуемой систематической социально-педагогической работой с семьей. 

При этом очень важно, для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе, представлять коллектив школы как единое целое. 

Современная педагогическая практика взаимодействия с семьей предлагает следующие формы организации работы с родителями учащихся:
  • дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями; 
  • анализ педагогического опыта (обсуждение содержания методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания); 
  • психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений; 
  • индивидуальное консультирование родителей– индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение; 
  • тематическое консультирование– работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему; 
  • деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку. 
Основными формами повышения педагогической культуры родителей обучающихся в нашей школе являются: 

Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций. 

Совет по профилактике правонарушений основной целью которого, является объединение администрации, педагогов, родителей и общественных организацией для эффективности процесса профилактики правонарушений. Отличительной особенностью Совета является то, что в ходе заседания принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по защите прав и интересов ребенка. 

Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. 

Индивидуальные консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы детей, поведенческие реакции, особенности характера, учебная мотивация, моральные ценности семьи и т.д.). 

Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. 

Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Общешкольные тематические родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей; 

Классные родительские собрания проводятся ежеквартально. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. 

Родительские вечера: форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга. 

Попечительский Совет школы: проводится ежеквартально. В ходе заседания педагогический коллектив и администрация школы знакомит родителей с нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия. 

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями в нашей школе является «Школа для родителей». 

Основной формой установления контактов педагогов с семьями учащихся по-прежнему остается родительское собрание. Как правило, родительское собрание используется и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса. Но решение большого количества учебных вопросов не позволяет дать родителям необходимый объем педагогических и психологических знаний, построить диалог в режиме «вопрос-ответ». 

Ее цель ― оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и предупреждении негативных явлений у детей и подростков, оказание помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей. 

Структура проведения «Школы для родителей» постоянна:
  1. Знакомство родителей с психологическим и педагогическим аспектом по предложенной теме. 
  2. Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье, с использованием раздаточного материала. 
  3. Диалог родителей и педагогов в режиме «вопрос-ответ». 
  4. Проведение выставки рекомендуемой литературы по предложенной теме. 
Темы бесед «Школы для родителей»:
  • «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе» 
  • «Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в основной школе» 
  • «Гиперактивные дети» 
  • «Конфликты и пути их разрешения. Драки и как их избежать. Меры ответственности» 
  • «Выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии» 
  • «Психологическая готовность к школьному обучению» 
В нашей школе обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров, конференций. Обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учащихся начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни. Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. В ходе семинара родителям также предлагаются методики расслабления во время занятий с ребенком или модели разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. В подобной обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Активными участниками семинаров выступают сами родители, которые готовят анализ рассматриваемой проблемы с позиций собственного опыта. 

Итогом данной работы является повышение уровня педагогической культуры родителей, понимание и осознание ответственности за воспитание своих детей, практические умения организации жизни и деятельности детей в семье. Следствием этого является увеличение количества родителей обращающихся за консультацией к специалистам и педагогам школы и уменьшение количества учащихся склонных к правонарушениям и детей «группы риска».
Светличная Елена Николаевна21.12.2013 19290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar