РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательных способностей учащихся младших классов на уроках чтения.

Развитие познавательных способностей учащихся младших классов на уроках чтения. I. Познавательная деятельность – как вид воспитывающей деятельности. 

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель — формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий. 

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя — увлечь всех детей познавательной деятель¬ностью, наполнив ее интересным содержанием. 

Познавательная деятельность выполняет в воспитании важную роль. Она способствует развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей данной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. Немаловажно также и то, что в познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности. 

Поскольку предметом (содержанием) познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребенка. 

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда. Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде. Содержание познавательной деятельности младших школьников многообразно. Оно включает сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире: политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и их обсуждение; изучение природных объектов и явлений, знакомит с жизнью и деятельностью замечательных людей и др. 

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. 

Занимательность на уроках чтения является одним из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Занимательность сводиться к разнообразию форм и видов работы познавательной деятельности. 

II. Формы познавательной деятельности. 

Различные виды занимательной деятельности в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. «…ни один наставник не должен забывать, - говорил К.Д. Ушинский, - что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». 

Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, они (формы) должны отвечать следующим требованиям:
  • во-первых, формы познавательной деятельности должны быть достаточно разнообразны, чтобы постоянно вызывать интерес детей (групповые занятия, кружки, уголок читателя, викторины, олимпиады, экскурсии и просто занимательные минутки на уроках чтения). 
  • Во-вторых, формы воспитывающей деятельности должны учитывать желания ребят померяться силами, поэтому элементы состязательности можно включать в любые игры и дела, особенно такие, как смотры знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины и другие. 
  • В-третьих, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, доктор Айболит, королева Осень, Мудрая книга Энциклопедия и др. они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с заданиями). Также можно использовать и необычные элементы: специальные шапочки с кисточками, гонг, наглядно оформленные для «продажи» вещи на аукционе знаний, Мойдодыр со своими помощниками – Мылом, Щеткой, Зубной пастой (каждый в соответствующем костюме) на празднике «В гостях у Мойдодыра», сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки, вещи принадлежащие героям разных сказок в «Сказочной шкатулке» и т. п. Дети младшего школьного возраста эмоциональны, чувствительны и красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала. 
Эффективность познавательной деятельности зависит от соблюдения ряда методических условий. Как было сказано выше, содержанием познавательной деятельности является информация о событиях, фактах, явлениях, людях и т. п. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую получают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, которые дети в основном слышат от учителя или других взрослых. Но по мере накопления опыта познавательной деятельности, а также практических умений (умение работать с книгой, придумывать вопросы и искать ответы на них, отбирать нужную информацию, а главное — участие детей в ее добывании) растет их самостоятельность и активность, появляется увлеченность самим процессом познания. 

Поэтому важным условием успешности познавательной деятельности можно назвать включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то по мере использования различных форм и активизирующей коммунарской методики ребенок пробует себя в разнообразных ролях: участника планирования, обсуждения; организатора какого-либо этапа общего дела, игры; члена совета дела, жюри; именинника, строгого судьи и др. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и о возрастании степени участия детей в познавательной деятельности: от пассивной к активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой. 

III. Игра – один из основных видов познавательной деятельности. 

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьезным формам. 

Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решение. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность несколько меняет свое содержание и направленность. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. Содержание дидактических игр способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и др. Целенаправленное включение игры в учебный процесс повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Не зря, Н.К. Крупская говорила, что «игра в начальной школе вообще надо уделять особое внимание, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба». 

Игра делает урок чтения эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с чтением: праздничное оформление класса, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды. 

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала. 

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока».
Использование игры возможно в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». 

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п. 

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов. 

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д. 

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Упражнения, для развития фонематического слуха. 

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них. 

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян. 

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. 

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы. 

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики. 

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит. 

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат. 

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса. 

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами. 
  • Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы. 
  • Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу. 
  • Бо-бу-бы - в лесу растут дубы. 
  • Бы-бо-ба - вот какая жаба. 
  • Са-са-са - по лесу бежит лиса. 
  • Ас-ас-ас - лиса боится нас. 
  • Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. 
  • Су-су-су - как красиво в лесу. 
  • Су-сю-су - тихо осенью в лесу. 
  • Ус-ус-ус - лису я не боюсь. 
  • Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша. 
  • Шо-шо-шо - у меня всё хорошо. 
  • Шу-шу-шу - не люблю я кашу. 
  • Щи-ши-ши - веселимся от души. 
  • Ра-ра-ра - высокая гора. 
  • Ры-ри-ры - подарили нам шары. 
  • Ры-ри-ры - летят комары. 
  • Ру-рю-ру - коза грызёт кору. 
  • Ри-ры-ри - купили сухари. 
  • Рю-ру-рю - я картошку варю. 
  • Да-да-да - сладкая ягода. 
  • До-до-до - у орла гнездо. 
  • Ду-ду-ду - растут яблони в саду. 
  • Та-та-та - хвост пушистый у кота. 
  • Та-та-та - Ах, какая красота! 
  • Ты-ты-ты - на лугу растут цветы. 
  • От-от-от - я люблю компот. 
Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). 

Дидактические игры.
 
Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них. 

"Найди пару" 

Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).
 
"Поймай звук"
 
Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль). 

"Цветочный магазин" или "Собери букет"

Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика). 

"Внимательные покупатели" 

Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь. 

"Зоопарк" 

Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно "расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка). 

"Хоккей" 

(любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - "ворота”, "шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, "шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - " вратари”, другая - "судьи”, третья - "болельщики”. Они кричат: "Гол!" - если "шайба" попадает в ворота. 

"Подбери слово"
 
Например, дана модель: Учащиеся подбирают по ней слова. "Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку. 

"Проверь работу Авосика" 

Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют. 

"Узнай и назови звук", "Подбери слово со звуком" ….; 

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:
  • найдите и прочитайте слова, называющие действия; 
  • слова - имена 
  • найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели; 
  • отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов); 
  • измени слово по числу; 
  • назови признаки предмета; 
  • назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием); 
Например, тема: "Буквы Д-Т". 

Дети прочитали слова.
дым длина дорога кудри
год дно домино дрёма
дума дни Даниил друг 
Дима где радуга когда

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.
2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите "лишнее”. Объясните.
3) Что называют слова "где”, "когда”? ( Предмет? Признак? Действие?) 

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;
5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);
6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - … 

При изучении темы "Буквы З - С". 

Игра "Большой-маленький"

Учитель называет слово, а дети его "уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:
- Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,
- Подбери к словам слова- действия: (что делает?).
Самолёт (что делает?) летит, гудит,…
Плакса….(плачет)
Сорока…
Куст…
Костёр …
Сон …
- Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них. 

1. "Рассыпанные буквы". 

Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б; 

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.
__ __ЛЬ__ __ - дерево;
__ __ЛЬ__ __ - танец;
__ __ЛЬ__ __ - ювелирное изделие;
__ __ЛЬ__ __ - верхняя одежда;
__ __ЛЬ__ __ - мелкая рыбка;
__ __ ЛЬ__ __ - часть патрона; 

4. Игра "Отними слог". 

лесок сокол болото
пирог коньки ворота
олень победа говорит
майка радуга тюлень
деньги пожар беседа 

5. "Буквы- невидимки”. 

Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.
З__М__К
__Т Л__С
Ж__Р Н__Л
__Б__Ж__Р 

6. Сочини слово. 

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. "Словесная мозаика". 

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. "Слог за слогом". 

Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Мы работаем по программе «Школа России», это УМК «Обучение грамоте» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф.. Шанько. Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др. 

Конечно, к каждому уроку я подбираю дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают мыслительные процессы, фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи,

Таким образом:
  • Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. 
  • В познавательной деятельности формируется понимание ценности знания, отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности. 
  • Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. 
  • Познавательная деятельность многообразна своими формами и видами, которую мы развиваем через занимательные задания, игры. 
Список использованной литературы.
  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Заходер Б.В. Мохнатая азбука. – Фрязино: Век 2, 1998. 
  3. Шварц М.Л. Азбука для заботливых родителей. – Фрязино: Век 2, 1998. 
  4. Белякова Г.П. Речевая игра "Живые слова”. – М., 1975. 
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. – М., 2002. 
  6. Минскин Е.М. Игры для шестилеток. – М., 1986. 
  7. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1989. 
  8. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1978. 
  9. Шибаев А. Буква заблудилась 
  10. Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977. 
  11. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983. 
  12. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль "Академия, К” 1999. 
  13. Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль "Академия развития” 1998. 
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.
Сергеева Ася Шамильевна03.01.2014 31510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar