РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Развитие  творческих способностей  на уроках русского языка Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. 

Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. 

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы". 

Выбранная мною тема является сегодня актуальной, так как проявляется ряд проблем:
  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, 
  • ослабленный интерес к чтению и изучаемому предмету; 
Цель моей работы – развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Задачи:
  • воспитание всесторонне развитой, гармоничной и творческой личности; 
  • развитие исследовательских умений; 
  • воспитание личности, наделенной нравственными качествами. 
В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. 

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала. 

Во время обобщающих уроков по теме «Особые формы глагола» прошу детей составить сопоставительную карту «Сходство и различие деепричастий и причастий». Формой работы выбираю групповую, когда дети могут ясно и точно определять данный материал, углубляясь в процесс изучения. Причем, во время обобщающего анализа дети приносят не только алгоритмы различия частей речи, но и лингвистические сказки, которые являли собой один из выборов домашнего задания. Творческие способности развиваются не только во время выступления в группах и делегирования на презентацию перед классом, а и в процессе обобщающей деятельности. 

В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. 

На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах «О чем мы уже знали?», «Что нового мы узнали?». Именно данные проблемные и аналитические вопросы помогают учащимся не только быть внимательными в разборе нового материала, но и развивают творческие способности путем анализа, объяснения, придумывания и рассказывания. 

Считаю самостоятельную работу значительным событием в развитии творческого потенциала учащихся. Основной задачей на уроках русского языка я считаю обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать лексическое значение слова, рассматривание его в контексте этимологии и произношения. Учащиеся должны учиться высказывать свою собственную точку зрения, следовать «вслед за автором», выявляя отношение к происходящему, выставляя напоказ свои чувства, эмоции. 

Основная задача – научить выражать свои мысли в различных формах (письменной и устной), уметь анализировать и давать оценку собственным суждениям и авторским. Естественно, что развитие творческих способностей учащихся с разными интеллектуальными способностями и социальными факторами. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты. Выполнение заданий типа "Объясни", "Докажи свою точку зрения". 

Отсюда, выделю приемы развития творческих способностей:
  • работа над сочинениями и изложениями; 
  • рецензирование сочинений; 
  • игры (как их составление, так и проведение); 
  • творческие задания (классные и домашние); 
Сделала вывод о том, что творческие задания повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, и, естественно, проявляют индивидуальные качества личности и характера учащихся.
Уроки развития речи: сочинения-описания картины, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, на лингвистические темы, по наблюдениям учащихся, эссе, сочинение с обрамлениями. В 5 классе роль учителя при выполнении творческих работ высока, но постепенно учащиеся начинают проявлять больше самостоятельности. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью разных языковых средств. Это поможет впоследствии ребенку ориентироваться при выборе правильного ответа во время выполнения заданий на ЕГЭ и ГИА.
Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. 

Дети, перешедшие в 5 класс после начальной школы, любят уже не только читать сказки, но становиться их авторами. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ. 

Пришла к выводу, что учащимся среднего звена нравятся не только экскурсии с посещением парков в разное время года, но и словесное и письменное рисование картин. Природа на их страницах оживает, принимает черты олицетворения. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что детей необходимо научить рассказывать, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним. 

Следующий вид творческой работы – это изложение. Казалось бы, что может быть проще – излагать авторские мысли, возможно, грамматически изменяя какие-либо формы. Но это не совсем так, потому что изложение - свободное воспроизведение. Задача детей - составить связный рассказ. Ведь в качестве изложений предлагаю тексты не только разных жанров, типов, стилей. Виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности учащихся и учителя. 

Использование игр на уроках – неотъемлемая форма работы в 5-6 классах.

Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. В игре ребёнок раскрепощается, а, значит, и творить, и познавать в творчестве. 

Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся.
Каждый учитель знает, что приходится иногда несколько раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать? Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. В своей работе я стала чаще использовать рифмованные тексты на запоминание теоретического материала, (например, «Не с глаголами не дружит, а частицей только служит: не пошел, не взял, не съел – вот у не как много дел», разные виды упражнений с использованием нетрадиционных уроков: урок- инсценирование, урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут, уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям). 

Уроки – семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. 

Практикую нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Более 15 лет назад взяла на вооружение опыт педагога С. Меженко. Систематизируя данную работу, довожу опыт детей до совершенства в области обобщения материала, составления таблиц, кроссвордов и другого вида работы. 

В рамках работы по переходу на обучение на новые образовательные стандарты ставлю перед учащимися проблемные вопросы и задания. А уже в следующих классах дети самостоятельно формулируют проблему. 

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. 

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады. 

На уроках русского языка необходимо развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. 

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
  1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка. 
  2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. 
  3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся с учетом личностно-ориентированного подхода, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода ученика и учителя.
Деревянко Г.А.22.12.2013 14580 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar