РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование групповых форм работы как средство развития индивидуальности школьников на уроках литературы

Использование групповых форм работы как средство развития индивидуальности школьников на уроках литературы

Р.П. Астафьева 

Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика. В определенной степени ставшее в последние годы реальностью вариативное образование позволяет с большей гибкостью реализовать эту задачу. 

Создавая разные типы учебных заведений, формируя классы в широком спектре от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических, адаптивная школа упорно ищет путь, основанный на глубокой дифференциации по всем линиям, включая содержание образования, педагогические технологии, формы организации учебного процесса, дозирование учебных нагрузок с учетом не только актуального, но и потенциального здоровья детей. В связи с распространением в общеобразовательной школе концентрической структуры литературного образования, учитель получил возможность свободного выбора форм и методов обучения, а следовательно, возможность дифференциации образовательного процесса. В педагогической практике накоплен богатый арсенал разнообразных форм организации учебной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно применять разнообразные и эффективные формы организации урока. 

Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками, почти исключив возможность общения ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебной деятельности. Слабой стороной фронтальной формы учебной деятельности школьников является и ее ориентация на среднего ученика, где в итоге общие задания для сильных учащихся оказываются заданиями пониженной сложности, а для слабых - трудными. Казалось бы, что эти проблемы может решить индивидуальный опрос. Однако такая форма организации учебной деятельности, как правило, позволяет опросить двух, трех учеников. Остальные школьники отвлекаются, остаются безучастными, становятся равнодушными и безответственными. 

Гуманизация образования предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск гибких форм организации учебы. Разумеется, необходимо умело сочетать все формы работы. Так, например, фронтальный опрос позволяет выявить подготовленность школьников к уроку или к осмыслению нового материала, когда на вопросы учителя дают краткие ответы несколько учащихся класса. Фронтальный опрос мобилизует внимание учащихся, поскольку повышает их ответственность в учении, когда каждый ученик трудится как член единого коллектива и осознает, что от темпов и эффективности работы каждого зависит успешность выполнения задания всем классом. 

Одной из продуктивных форм организации учебно-воспитательного процесса является коллективная форма. Деятельность школьников становится коллективной, если цель деятельности осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, организация деятельности предполагает известное разделение труда, в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости, контроль над деятельностью частично осуществляется членами коллектива. Одна из форм коллективной деятельности - работа в группах. 

Групповое обучение в настоящее время активно развивается, функционирует Международная ассоциация по вопросам группового обучения, издается ориентированный на педагогов-практиков журнал «Групповое обучение», проводится множество исследований, обосновывающих эффективность группового обучения. 

В чем же конкретные преимущества группового обучения? 

  • Групповое обучение формирует умение коллективного творчества, умение осуществлять сотрудничество, партнерство. 
  • Групповое обучение убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу в классе. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, оказывать помощь слабым в усвоении материала, лучше узнавать и заботиться друг о друге. 
  • Групповое обучение прививает навыки, необходимые в жизни: умение внимательно слушать ответы товарищей, навыки ведения диалога, умение становиться на точку зрения общих целей. 
  • При такой форме работы учащиеся могут сравнивать свои знания со знаниями одноклассников. 
  • Групповое обучение повышает успеваемость учеников, уважение их к себе, к школе. 
Какова сущность технологии группового обучения? 

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь групповую и межгрупповую работу в классе. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает лучший учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для формирования навыков коллективной познавательной деятельности. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую пользу, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении материала своему однокласснику. 

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 

1. Подготовка к выполнению группового задания: 

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); 
  • инструктаж о последовательности работы; 
  • раздача дидактического материала по группам. 
2. Групповая работа: 
  • знакомство с материалом, планирование работы в группе; 
  • распределение заданий внутри группы; 
  • индивидуальное выполнение задания; 
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; 
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); 
  • подведение итогов группового задания. 
3. Заключительная часть: 
  • сообщение о результатах работы в группах; 
  • анализ познавательной задачи, рефлексия; 
  • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу. 
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает по-мощь отдельным учащимся или группе в целом. - Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. Своеобразной разновидностью группового занятия при этом является групповой опрос, когда консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. 

Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. - Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. - В системе различных форм групповой познавательной деятельности особое место занимает общественный смотр знаний, где очень важно правильно организовать подготовительный этап. - В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. 
Учителем составляется перечень вопросов, задач, практических, графических работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп. - Смотру придается торжественный характер. Готовится выставка работ учащихся и учебно-методических материалов, меняется расстановка столов (парт) в помещении. Члены жюри рассаживаются за столами, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом. - После торжественного открытия председатель жюри приступает к своим обязанностям ведущего общеклассного смотра, у которого есть план с указанием видов работ и список учащихся. - Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу КВН). - Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом жюри. 

Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Объявляются итоги общественного смотра знаний. - К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, во время которых класс разделяется на какие-либо группы. Например, урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты. Консультанты - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, проявляющие желание помочь своим товарищам в учении. - Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество знаний, давать методические советы и т.д.). 

Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются эффективностью данной формы работы.
При реализации технологии группового обучения на уроках литературы можно использовать: 
- методику А.Г. Ривика и В.К. Дьяченко - общение в парах сменного состава - в 9 классе при изучении творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 
- Например, тема урока «Пушкинская лирика любви» включает шесть стихотворений: «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение», «Сожженное письмо», «Признание», «Мадонна». 

Класс делится на 12 пар, где одни из них учат стихотворения наизусть, причем каждый учит свое, выбранное им стихотворение, а другие прорабатывают по очереди с разными учениками критическую статью - анализ каждого из указанных стихотворных текстов. - Каждый ученик получает свою особую тему и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником. - Когда ученик заканчивает проработку критической статьи, он еще раз ее перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное изложение (анализ стихотворного текста) кому-то из своих товарищей, а тот, который заучивал стихотворение, выступает перед малой группой. - Работа над текстом в условиях сменности партнеров создает условия для совершенствования механизмов адаптации учащихся друг к другу в процессе совместной работы. 

Еще более важным является то, что во время такой работы происходит взаимообогащение, развитие мышления и речи в благоприятных для каждого ученика условиях общения друг с другом при полной релаксации. Учить вычленить главное при такой коллективной работе значительно легче. Создаются условия для поискового и проблемного обучения.
Интересными и эффективными оказываются групповые формы работы на уроке, где учитываются возможности каждого учащегося. Кроме того, групповое обучение прививает навыки, необходимые в жизни, - это умение слушать, становиться на точку зрения общих целей, избегать отрицательных сторон соревнования. Например, после прочтения рассказа И.С. Тургенева «Муму» и составления на уроке планов для пересказа-извлечения на темы «История Татьяны», «Причудливая старуха», «Самое замечательное лицо» ребята получают в качестве домашнего задания вопросы для групповой деятельности. 

1-я группа. «Причудливая старуха»:

  1. Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»? 
  2. Каким изображает Тургенев патриархальное барское поместье в Москве? Каковы взаимоотношения многочисленной челяди с барыней? Почему? 
  3. Как отзывались «причуды» барыни на судьбах окружающих людей? 
Вывод: Что дает барыне право «творить» свои причуды? 

2-я группа. «История жизни Татьяны»: 

  1. Чем полюбилось Герасиму Татьяна? 
  2. Почему Герасим отказывается жениться на Татьяне? 
  3. Почему Татьяна решилась притвориться пьяной? 
  4. Каким вы представляете будущее Татьяны? 
Вывод: Достойна ли Татьяна счастья? Почему она так и не обрела его в жизни? 

3-я группа. «Самое замечательное лицо» среди дворовых»: 

  1. Чем отличается Герасим от остальной «челяди» барыни? 
  2. Как проявляется в нем способность к сильным и глубоким чувствам? 
  3. Какие изменения в характере Герасима вы заметили в последних частях по сравнению с началом рассказа? 
  4. Какие сравнения использует писатель для описания чувства героя и свое отношение к нему? 
Вывод: Почему И.С. Тургенев назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых? 

Наибольшее оживление при этом вызывает обсуждение вопроса «Каким вы представляете будущее Татьяны?» во 2-й группе. Весь класс подключается к обсуждению данного вопроса, каждый пытается высказать свое представление: ведь ребятам так хочется помочь и изменить судьбу горемычной Татьяны. Но в конце концов приходят к единому мнению: ни уйти от пьяницы мужа, ни от влияния «причудливой старухи» она не может. Таковы законы крепостного права и «домостроевские» нравы. Если и суждено на ее долю хоть крупицы счастья, то Татьяна может испытать ее только в общении с детьми или же в труде. 

Итак, что привносит в учебно-воспитательный процесс групповая форма работы? 

  • Во-первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. 
  • Во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, не стесняясь и не боясь возможных ошибок. 
  • В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость.

Астафьева Римма Павловна07.01.2014 36020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar