РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе «Использование ИКТ на уроках литературы – залог успеха в преподавании»

Эссе «Использование ИКТ на уроках литературы – залог успеха в преподавании»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Конфуций


Применение современных информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а практическая необходимость. Ведь каждый ученик в наше время не представляет себя без компьютера и различных интернет-технологий. Сейчас невероятно сложно увлечь ребенка настоящей книгой. ИКТ прочно вошли в жизни современных людей и тут я согласна со словами Ж.Ж. Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Именно к этому и должен стремится каждый учитель и помочь ему в этом может использование ИКТ на уроках. 

Использование ИКТ на разных уроках несет разные цели и выполняется разными средствами. Специфика ИКТ на уроках словесности в том, что эти они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю необходимо сформировать прочные коммуникативные компетенции, научить владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Конечно, компьютер не заменит учителя или книгу, но он может коренным образом изменить характер педагогической деятельности. Лично я использую разные формы ИКТ на уроках русского языка и литературы? В первую очередь за год работы в МБОУ СОШ № 66 я создала целую серию мультимедийных презентаций по основным разделам курса литературы, состоящую из более чем пятидесяти различных презентаций.

Эти интерактивные средства обучения позволили развить и углубить у учащихся интерес к литературе. Ярким примером стала серия уроков по творчеству А.С. Пушкина, роману «Дубровский».

На вводном уроке по данной теме проведенное анкетирование показало следующие результаты:

  1. 38% учащихся – начали читать произведение, но не закончили, т.к. история показалась им слишком длинной и запутанной с морально-этической точки зрения;
  2. 56% учащихся «осилили» произведение, но 20% из них сказали, что не будут его перечитывать;
  3. 6% учащихся вообще не приступили к прочтению, основной их мотивацией было то, что книга достаточно объемная.
Какой мы можем сделать из всего этого вывод? Современные школьники крайне равнодушно относятся к классической литературе.
Я как учитель просто обязана была исправить ситуацию. На классном часе мы посмотрели экранизацию «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова. После чего на урок учащиеся получили задание подготовить инсценировку одного из фрагментов романа или дать сценическое описание одного из героев. Результат был ошеломляющий. Во-первых, ребята сплотились и начали в группах придумывать до мельчайших подробностей, как изобразить того или иного героя: его одежду, поведение, внешность. Даже героев они подбирали по портретному сходству с пушкинскими. Логичным продолжением инсценировки была дискуссия на темы: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» и «Романтическая любовь Владимира и Марии: какой она была?»

Первый раз я видела, как некоторые обычно пассивные на уроках ребята стойко отстаивали свою точку зрения на событие или персонаж.

Серия этих уроков помогла мне вывести преподавание литературы конкретно в 6 Б классе на новый уровень.
Благодаря хорошему техническому оснащению: интерактивной доске, мультимедийной установке, проектору, ноутбуку, принтеру – теперь каждый урок литературы мы или смотрим отрывок из экранизации, или слушаем образцовое чтение стихотворений известных поэтов, или проводим викторины с конкурсами, где ребята делятся на группы, пары. Качество знаний при абсолютной успеваемости в этом году составило 96,7%, что на 16,7 % выше, чем в параллельном классе, а степень обученности составил 89,5%, что на 16,2% выше.

Являясь уникальным современным средством наглядности, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, «оживления» иллюстраций и т.д.

В прошедшем учебном году я предлагала учащимся объединиться в группы (по два-три человека, не исключая и индивидуальной работы) и после каждой зачетной темы курса литературы создать свою презентацию. Не давая жесткого ограничения в формулировке темы, тем самым давая возможность выбрать любой аспект изученного материала и преподнести его со своей точки зрения. Качество презентаций, на мое удивление, оказалось на высоком уровне с включением музыкальных и видеофрагментов, различных анимационных эффектов, гиперссылок. Защита данных презентаций еще раз подтвердила сформированность коммуникативно-речевых компетенций у ребят на хорошем уровне. В 2013-2014 учебном году мы продолжим работу по данному направлению.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности, благодаря этой программе мы выпустили несколько брошюр, посвященных праздникам 8 марта, 23 февраля, 9 мая, так же небольшие сборники «Мои любимые стихотворения о войне», «Спасибо, мама!».

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

Сапсай Анна Андреевна12.01.2014 12840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar