РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мои источники эффективности урока

Мои источники эффективности урока Автор статьи: Образцова Ольга Вячеславовна,
Учитель начальных классов
МКОУ ХМР « СОШ п. Кирпичный
адрес электронной почты OlgaObrazets@yandex.ru

Во всей сложной работе по дальнейшему совершенствованию учебно – воспитательного процесса в МКОУ ХМР « СОШ п. Кирпичный» повышение эффективности урока представляет собой одну из главных задач.

Обычно все проблемы мы, учителя, связываем с большим объемным материалом по программам и учебникам. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка школьников, в основном, определяется низкой эффективностью урока. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача: учить работать на уроке и вне его.

Источниками повышения эффективности урока являются: интерес к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный активный отдых на уроке, устранение формализма в подходе к новой теме, произведению, руководство чтением учащихся.

Одним из источников повышения эффективности урока является создание интереса к учению. Урок только тогда эффективен, когда учитель всесторонне изучил ученика, а изучить его помогает внеклассная работа. С этой целью я уделяю большое внимание различным формам внеклассной работы, например, постановке сказок. В 2006 – 2007 учебном году показали сказку «Кошкин дом» воспитанникам детского сада.

Творческая работа продолжается и на уроках. Так, на уроках русского языка мы пишем сочинения, работаем над развитием речи посредством жестов, мимики, движений. Этому способствуют наши экскурсии в природу.

Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше! В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика - рассказать о каком – то событии по – своему, предав настроение, чувства. Во втором и третьих классах дети писали сочинения на темы: « На какой цветок я похож (а)?», « Моя любимая игра, игрушка», « В лесу поселилась осень», « Наш класс» и другие.

На уроках творчества перед нами стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, теплоты, доброжелательности, в которой дети « купаются» и радостно творят. Поощрение со стороны учителя, даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание, трудолюбие – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

Предлагаю использовать такую форму работы как « Альбом моих успехов». С этим альбомом дети могут работать на уроках обучения грамоте, письма, литературного чтения. Одна из страничек в этом альбоме называется « Мое внимание». Например, учитель чертит на доске квадрат, состоящий из девяти окошечек, заполненных различными символами, рисунками. Через 15 – 20 секунд этот квадратик закрывается, а дети воспроизводят увиденное по памяти.

Следующая страничка « Учусь запоминать». Учитель показывает букву, предмет или рассказ с рисунками (вместо слов), а ребята записывают в тетрадь. В работе с детьми используются способы работы над развитием креативного мышления, например, написание объявлений. Работа может организованно проходить в парах или группах. Предметом объявлений служат вещи, которые, казалось бы, не способны заинтересовать человека своей непригодностью. Дети могут продавать старую шляпу, поломанный телевизор, плюшевого мишку без уха. Такая работа развивает у ребят нестандартные формы мышления, способствует выявлению творческой одаренности. Кроме того, страничка сочинений – необычных, например, « О чем любит рассказывать молоток?», « Почему цветок опустил листочки?».

Страничка рефлексии( самосознания).

Рисуют что хотят или выполняют задания типа: « Подумайте и напишите, какие привычки надо иметь ученику, чтобы хорошо учиться в школе?».

Альбом можно использовать на любых уроках, а результаты работы предъявить родителям.

С первого класса мои ученики учатся выражать свои мысли и в письменной форме, и в устной форме; они анализируют и рецензируют ответы других детей, ставят отметки, вступают в беседе в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам – вряд ли у него разовьется глубокий интерес, к какой – либо области знаний.

Мои ученики любят работать самостоятельно, всегда раздаются радостные возгласы, когда я объявляю самостоятельную работу. Наступает тишина. Это самые приятные минуты для ребят. Учитывая индивидуальные знания, я при прохождении определенной темы даю несколько вариантов самостоятельной работы. На самостоятельной или контрольной работе по математике детям, которые справились с заданием, я предлагаю решить другие, более сложные задачи.

Для развития самостоятельности, мышления с первого класса ввожу занимательные задания для развития мышления. Это своего рода – игры. Выполняя эти задания, дети овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями, событиями окружающего мира.

Главное, я приучаю детей мыслить. Во втором классе идет работа над головоломками. На уроках математики требуется постоянная интенсивная тренировка учеников в устном решении арифметических примеров. Хороший результат дает решение учениками 9 – 12 арифметических примеров за определенное время: менее сложные за 3 – 5 минут, а более сложные за 6 – 10 минут. В этой работе я использую перфокарты.

Для повышения эффективности урока очень важна забота о детях, понимание значения их умелой организации труда, сотрудничество детей. Сотрудничество с детьми возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим нас вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.

Важно и сотрудничество детей между собой в процессе обучения на уроке. А как часто учителя бывают настолько строги, что запрещают ученику в процессе работы над учебным материалом на уроке посоветоваться с товарищем по парте, попросить его помощи или оказать ему помощь. Дело доходит до того, что некоторые ученики на уроке закрываются от своего товарища книгой, тетрадкой, рукой.

Совместные действия детей налаживаются не сразу. Ребята работают в прах, в группах по три человека, время от времени пересаживаю их, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести в парах, коллективе.

И еще один из важных вопросов обучения. Чем чаще ученик отвечает, тем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал и можно сказать, что ему интереснее учиться.

И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Поэтому на уроках я обязательно отвожу время для индивидуальных работ в дополнительных тетрадях, которые есть у каждого ученика. Обязательно оцениваю эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить тех детей, которые что – то не доработали, и стараюсь помочь таким детям.

Я вырабатываю у себя привычку – смотреть на учебный материал глазами ученика, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают детей в процессе учения.

Очень важно, чтобы одна и та же тема, которую надо « твердить сто раз», изучалась с разных сторон, в разных связях и отношениях. Двигательная активность является биологической потребностью человека, дефицит движений приводит к серьезным нарушениям в функции организма. На всех уроках у нас есть физминутка. Мы танцуем и поем « Если нравится тебе, то делай так….», « Море волнуется – раз, море волнуется – два…». Своевременный отдых, снимающий напряжение, способствует не только сохранению нормальной осанки школьников, но и активизирует учебный труд. Дети после физминутки сразу включаются в работу.
Без хорошего беглого чтения каждого ученика не может быть и речи об эффективном уроке. Прочный фундамент знаний у учащихся начальной школы зависит от умения бегло читать. Каждый раз, обращаясь к родителям, я напоминаю, что ученик, отлично владеющий умениями бегло читать и писать в начальных классах, редко бывает неуспевающим в старших классах.
Находить пути эффективности уроков мне помогает мое самообразование. Я убеждена: учитель, если он не учится, не следит за научными достижениями в своей области, не внедряет их в практику – не просто отстает. Он, наоборот, тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных пред школой, и хочет или не хочет, но тормозит движение вперед.

Пусть наше педагогическое самосовершенствование поможет нам найти новые источники в повышении эффективности урока!

Образцова Ольга Вячеславовна12.01.2014 9980 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar