РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Калмыцкий орнамент в оформлении интерьера школы

Калмыцкий орнамент в оформлении интерьера школы

Велика роль калмыцкого народного орнамента в жизни народа. Его значение еще не осознано до конца даже в настоящее время, когда он с любовью изучается и дотошно собирается по крупицам. Раньше ни один гер (кибитка) калмыка-кочевника не обходился без элементов его узора. Одежда с его деталями вплоть до курительной трубки, бытовая и кухонная утварь, деревянные элементы конструкции кибитки - все, вплоть до мелких частей - было покрыто орнаментом.

На предметах и одежда калмыка можно было увидеть стилизованные изображения растительных побегов , четких геометрических очертаний, зооморфных узоров и многое другое. Все, что окружало человека, переносилось на предметный мир в виде символических знаков - узоров. По ним, как по паспорту, читали остальные и принадлежность данного человека к роду- племени, его социальное положение в обществе, его эстетические мироощущение.

Долгое время это богатство было забыто и лишь немногие специалисты - ученые сокрушались по этому поводу. Отрадно, что в последние годы идет процесс осмысления прошлого, своей богатой древней культуры. Идет органичное развитие и претворение ее богатых возможностей в нашу повседневную действительность.

Калмыцкий народный орнамент в этом отношении - неисчерпаемая сокровищница. Велика степень его возможного использования. Область его распространения касается одежды, сувениров, книжной иллюстрации, живописи, графики. Одной из главных возможностей его использования - решение современных интерьеров. Так, как это сделано, например, в Ики-Бурульской средней школе.

Среда постепенно и незаметно, но неуклонно и неотвратимо воздействует на формирование человека, особенного маленького, растущего и все впитывающего. Каждый день вглядываясь сознательно или неосознанно, машинально пробегая взглядом по окружающим его предметам, элементам убранства помещений, ребенок растет, воспитываясь самой средой обитания. В Ики-Бурульской средней школе это учли.

Воспитание красотой, творящей добро и чудо - одна из заповедей искусства и науки педагогики. Вместо казенных побеленных стен с бездушными стендами и стенгазетами, войдя в холлы 2-го этажа школы, школьник погружается в особую атмосферу, созданную простым решением - украсить интерьер помещения деревом, его всевозможными элементами с узорами калмыцкого народного орнамента.

Теплый цвет не закрашенного дерева, покрытого лаком, с открытой текстурой и ее красивым рисунком покрытого сверху резьбой, создает уютную обстановку. Она настраивает на спокойствие и радость общения. Лавки, специально расставленные у широких окон с красивыми занавесками(для которых тоже выполнены специальные багеты), тоже способствуют этому.
В решении интерьера продумано все. Общее впечатление составляют входные арки : их три, одна - главная, ведущая на 2 этаж и две боковые - ведущие в противоположные холлы.

Холл, расположенный слева от входа, оформлен полнее и имеет вполне законченный вид. Кроме декоративных резных панелей закрывающих батарей отопления, с круглыми отверстиями для свободной вентиляции воздуха, которые имеются в обоих холлах, слева интересно решены дверные наличники с 2-х ярусными субурганами над дверью, вполне в духе буддистского храмового зодчества. Особо акцентированы и выделены кабинеты калмыцкого языка.

Очень неожиданная, но яркая и привлекательная версия оформления входа рабочего помещения, украшенного по сторонам вырезанной головой дракона. И наличники дверей, и рамки портретов деятелей науки и искусства, подцветочники - подставки для комнатных цветов - все щедро покрыто орнаментом и выдержано в едином стилистическом решении. Продуманы даже особые круглые дверные ручки.

Важно то, что декоративный интерьер выполнен в традиционном для калмыцкого народного искусства духе и понимании дерева, как материала. Оно использовано очень тактично, без броских форм и цветового решения, резные узоры орнамента держат плоскость деревянных изделий и не выступают над ней рельефом.

Эти черты присущи только калмыцкой деревянной резьбе, в этом - органичность развития народной традиции.
Элементы узора различны - от побегов растений и волнообразного моря ковыля, цветков лотоса и тюльпана, зооморфный роговидный орнамент, означающий пожелание процветания и благополучия, строгий геометрический рисунок
меандра. Для искушенного глаза есть простор для осмотра и размышления.

В практическом исполнении надо выполнить определенный угол среза дерева, уметь открыть красивый, декоративный рисунок текстуры дерева и свойства дерева, как материала.

Мною были специально изготовлены резцы резьбы по дереву, дающие различные рисунки. Общее оформление интерьера и резьба по дереву не бьет в глаза, а служит органичным декоративным фоном для пребывания школьника во внеурочное время.
Это очень удачный пример использования калмыцкого народного орнамента и в общем решении интерьера, и в декоре и дизайне предметов.

Древнее искусство продолжило жизнь в новых современных формах и приемах.

Манджиев Николай Дамбаевич13.01.2014 23310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar