РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Элементы арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Элементы арт-терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Разностороннее изучение развития детей с нарушением интеллекта позволило получить данные об особенностях их развития в раннем и старшем дошкольном возрасте. Наблюдается ряд общих характерных особенностей, к которым относятся: незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире и нарушение речевого развития. Исследователи отмечают также, что имеется значительное отставание в психомоторном развитии. Наблюдаются общедвигательные нарушения и нарушения мелкой моторики.

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. В. Л. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».

Отклонения в развитии моторной сферы детей создают определенные трудности в деятельности, особенно неблагоприятно влияют на владение навыками рисования, лепки, аппликации, развития речи. Соответственно, развитие мелкой моторики способствует успешному обучению и развитию детей.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Тонкую моторику руки у дошкольников можно и необходимо развивать. Есть много средств и методик, способствующих развитию мелкой моторики: пальчиковые игры, игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаика, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация) и другие средства. Можно использовать различные материалы, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности.

Среди различных видов деятельности многие дети выделяют изобразительную и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым, на мой взгляд, является рисование. Задача педагога состоит не только в том, чтобы научить учащихся рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительной деятельностью преодолеть или сгладить присущие детям с умственной отсталостью недостатки (Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д., 1985). Особенно это касается двигательной сферы, в частности мелкой моторики. Головина Т.И., Заманская И.И. и другие специалисты считают, что для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики. Кроме того, коррекционная помощь должна быть систематической и целенаправленной.

Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых нетрадиционных техник и приёмов. Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов и деталей нужной формы, их приближённость к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Изобразительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от нормы, имеет свои специфические особенности. Следует отметить, что на эффективность обучения изобразительной деятельности детей оказывают влияние индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, обусловленные дефектом: чем глубже задержка развития, тем менее выражен прогресс в рисовании. Достигнуть положительного результата можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых и доступных к более сложным заданиям, техникам постепенно продвигаясь вперёд.

Для развития мелкой моторики рук в своей работе, мы широко используем нетрадиционные техники рисования. 

К ним относятся:

  1. рисование пальчиками и рисование ладошками;
  2. оттиск смятой бумагой;
  3. оттиск печатками из моркови;
  4. печать спичечным коробком;
  5. оттиск поролоном (можно по трафарету);
  6. техника «Паспарту»;
  7. точечный рисунок;
  8. рисование крашеной манкой;
  9. кляксография с трубочкой;
  10. монотипия;
  11. восковые мелки + акварель;
  12. свеча + акварель.
  13. Оттиск отпечатками листьев.
  14. Техника выполнения витражей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:
  • развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, зрительно-двигательной координации;
  • развитию восприятия, пространственного мышления, памяти, внимания;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • снятию детских страхов;
  • воспитанию устойчивого интереса к рисованию;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Библиографический список
  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.
  2. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 254 с.
  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.
  4. Заманская И.И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению. // Дефектология - 1997. - №1.
  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 96 с.

Сорокина Ольга Вячеславовна15.01.2014 18020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar