РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт разработки авторской программы элективного учебного предмета для 11 класса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Опыт разработки авторской программы элективного учебного предмета для 11 класса  "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Начало двадцать первого века ознаменовалось не только информационным бумом, но и резким снижением грамотности. Учителя, работающие в 10 – 11 классах, встали перед проблемой: как не в ущерб реализации рабочих программ по русскому языку помочь учащимся не растерять орфографические и пунктуационные навыки, полученные в 5 - 9 классах, как научить их бережно относиться к своему языку, грамотно оформлять свои тексты.

Предлагаю вашему вниманию опыт составления программы элективного учебного предмета, цель которой помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы, а также помочь учителю формировать УУД учащихся.

Пояснительная записка

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Необходимы некоторые обобщенные комментарии к понятиям «орфограмма», «опознавательные признаки орфограмм», а также комментарии к некоторым формулировкам правил, включенных в новые учебники. Создание элективного предмета по трудным вопросам орфографии диктуется также необходимостью прокомментировать как с практической, так и с теоретической стороны ряд трудных орфографических тем. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако и в ней есть трудные случаи, у них разная «природа» и разная степень трудности, особенно много трудностей в области слитных, раздельных и дефисных написаний. Есть и такие трудности в орфографии, которые выходят за рамки трудностей чисто орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано орфографическое оформление. К числу последних относится, например, разграничение частиц не и ни, а также разграничение частицы и приставки не. Нам представляется, что наиболее рациональным видом ответа на возникающие перед учениками вопросы будет описание отдельных трудностей русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Поэтому изложение трудных вопросов орфографии ведется в предлагаемом элективном курсе по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.

Вторая часть элективного предмета предполагает изучение трудных вопросов пунктуации. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь ее сущность, ее принципы, усвоить ее системность. Только таким образом понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.

Пунктуация как система, действующая ныне, складывалась исторически, функции знаков менялись, менялись и условия их применения. Эти изменения отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков идет дальше.

Элективный учебный предмет ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности.

Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Элективный предмет должен показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков в практике печати; по возможности обратить внимание на необходимость воспитания чувства языка, интуиции, что предполагает осмысление нерегламентированной пунктуации и умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике.

При комментировании так называемых трудных случаев орфографии и пунктуации (или спорных случаев) исходной точкой рассуждений служат основные положения стабильного свода правил.

Цель элективного учебного предмета – помочь ученику в постижении сущности современной русской орфографии и русской пунктуации как системы; в определении места каждой орфограммы и каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций ее развития и путей совершенствования, дать рекомендации по употреблению знаков препинания в случаях, еще не закрепленных правилами, поскольку они связаны с развитием пунктуации.

Задачи изучения элективного учебного предмета:

  • формирование и совершенствование универсальных учебных действий. Ученик должен владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые явления при аргументации собственной позиции, соблюдать нормы устной и письменной речи и др.
  • формирование познавательных универсальных учебных действий. Ученик должен уметь: формулировать языковую проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие предположение, осуществлять поиск информации в словарях, различной справочной литературе, систематизировать информацию и др.
  • формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Ученик должен уметь: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
формирование коммуникативной компетенции.

Ученик должен уметь: анализировать орфографию и пунктуацию текста, производить комплексный анализ текстов разных стилей, редактировать свои и чужие тексты, обосновывая свою точку зрения.

Программа элективного предмета не предусматривает только повторение ранее изученного материала по русскому языку, задачей предмета является углубление знаний по наиболее трудным темам курса русского языка, осознание родного языка как системы со своими законами. Кроме того, элективный учебный предмет «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призван помочь выпускникам достойно пройти итоговую аттестацию.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием: изучение научных лингвистических статей, составление тезисов, планов; комплексный анализ текстов различных стилей, анализ орфограмм и пунктограмм в тексте, опыт редактирования статей, опыт корректорской правки, анализ стихотворного текста при изучении авторских знаков препинания, работа с общелингвистическими понятиями, а также с терминологией, которая используется при изучении других школьных предметов, наблюдение за своей и чужой речью и др.

Содержание программы

Русский язык среди языков мира. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм. Норма и культура речи.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой принцип русской графики, ограниченность его действия. Отступления от слогового принципа.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенными обозначениями фонем в составе значимых частей слова.

Морфологический принцип. Фонетический принцип. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи, отвечающие морфологическому принципу.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.

Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати.

Норма в пунктуации и проблема выбора знака препинания.

Результаты изучения элективного учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Личностными результатами являются:

  1. осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;
  2. понимание зависимости успешной социализации человека от его образованности и готовности к образованию, понимание роли языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  3. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  4. увеличение продуктивного и потенциального словаря.
Метапредметными результатами являются:
  1. владение различными видами анализа;
  2. владение разными формами интеллектуальной деятельности (приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, приемами определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее, способностью предъявлять результаты деятельности);
  3. способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки;
  4. готовность к получению высшего образования.
Предметными результатами являются:
  1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
  2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщиться к ценностям национальной и мировой культуры;
  3. способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
  4. соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  5. соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения;
  6. осуществление речевого самоконтроля; владение различными способами редактирования текста.
Учебные пособия, реализующие программу элективного учебного предмета

Для учащихся:
  • Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 287с. 
  • Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 47-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 368с.
  • Кайдалова А.И. Русский язык (Фонетика. Словообразование. Морфология. Орфография) / А.И.Кайдалова, И.К.Калинина. – Издательство Московского университета, 1978. – 237с.
Для учителей:
  • Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 176с. – (Б-ка учителя русского языка)
  • Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1982. – 175с. – (Б-ка учителя русского языка)
  • Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – Изд. 3-е. – М.: «Книга», 1978. – 336с.

Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю)


Календарно-тематическое планирование

1Русский язык среди языков мира. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы. Общие вопросы письма и правописания.1
2Слоговой принцип русской орфографии, ограниченность его действия и вытекающие отсюда орфографические вопросы.1
3Обозначение гласных после шипящих и ц.1
4Отступления от слогового принципа (употребление букв е и э).1
5Употребление буквы е.1
6Общее понятие «орфографический принцип».1
7Морфологический принцип. Составление плана научной статьи.1
8Фонетический принцип. Составление конспекта.1
9Традиционный принцип. Составление тезисов научной статьи.1
10Принцип морфолого-графических аналогий.1
11Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.1
12Употребление букв е и о после шипящих для обозначения ударного о. Орфографический анализ текста, насыщенного изучаемой орфограммой.1
13Правописание н и нн. Создание текста, насыщенного причастиями, прилагательными и наречиями на изучаемую орфограмму. Редактирование чужого текста.1
14Употребление и написание частиц не и ни. Опыт корректорской работы.1
15Риторический вопрос с частицей не.1
16Некоторые типы придаточных предложений с частицей не, смешиваемые с придаточными усилительно-обобщенного значения с частицей ни.1
17Предложения с ни в функции отрицательной частицы и союза. Создание собственного текста на лингвистическую тему, редактирование.1
18Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв1
19Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний. Опыт корректорской работы.1
20Слитное и раздельное написание не.1
21Разграничение приставки не- и частицы не.1
22Слитное и раздельное написание не с формами на –мый. Опыт корректорской работы.1
23Современная пунктуация как исторически сложившаяся система. Принципы русской пунктуации. Анализ научной статьи, составление тезисного плана.1
24Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Точка с запятой. 1
25Двоеточие. Анализ пунктуационной системы текста научного стиля. Роль двоеточий в тексте.1
26Тире. Анализ поэтического текста.1
27Многоточие. Сочетание знаков и порядок их следования. Анализ текста публицистического текста. 1
28Система употребления знаков препинания с учетом современной практики печати. Знаки препинания в сложном предложении.1
29Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложного предложения. Анализ текста публицистического стиля.1
30Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях1
31Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.1
32Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.1
33Понятие нормы применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.1
34Итоговое занятие1

Золотова Ирина Анатольевна07.02.2014 38330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar