РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессионально – педагогическая направленность эстетического воспитания на уроках технологии

Профессионально – педагогическая направленность эстетического воспитания на уроках технологии
Улучшение трудовой подготовки учащихся остается одной из главных задач общеобразовательной школы. Решающая роль в этом принадлежит тем, кто учит и воспитывает детей, в первую очередь учителям труда. Эффективность их работы определится в основном качеством уроков. 

Любая профессия имеет свои особенности. Есть они и у преподавателя технологии. Вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармонично развитым человеком — этим чувством должен обладать педагог — воспитатель.
Преподаватель технологии в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова. [3 стр.25.] 

Профессия педагога-воспитателя требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога — воспитателя всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художесвенно-творческой деятельностью, с различными видами искусства. 

Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области эстетического образования детей и подростков значительно опережает уровень подготовки будущих учителей технологии. Поэтому для них так необходимо понимать значение всех видов искусства в развитии общества, их взаимосвязь. Всесторонняя художественно-творческая подготовка дает будущему учителю технологии, прежде всего, знания о своей будущей профессиональной деятельности. Накопленный художественно-творческий опыт в сочетании со знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой эстетического воспитания. 

Как известно, педагогическая наука выделяет в деятельности учителя любой специальности ряд функций, которые развиваются на базе соответствующих способностей (конструктивных, организаторских, гностических, исследовательских, информационных, развивающих и др.). Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие требования готовности учителя технологии к эстетическому воспитанию детей и подростков. В него включены следующие компоненты: информационно-ориентированный, коммуникативный, конструктивно-организационный, мобилизационный, специальный эстетический компонент. Исходя из этого, необходимо рассматривать эти компоненты как профессионально-ориентированную подготовку будущих учителей технологии к эстетическому воспитанию детей и подростков в отличие от его эстетической развитости, культуры, образованности и т.п. Это требует максимально соотносить эстетическую подготовленность педагога-воспитателя со спецификой его специальной профессиональной деятельности. [2 стр.53.] 

Знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих учителей технологии должны быть реализованы в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, колледжа. 

Во-первых, это теоретическая подготовка специалиста, включающая знания в области эстетики, искусства, теории и методики эстетического воспитания, педагогики и психологии, частных методик. Качественная общеобразовательная подготовка, призванная обеспечить кругозор, эрудированность, знания гуманитарных дисциплин. 

Во-вторых, это художественно-практическая специальная подготовка будущих учителей, направленная на развитие знаний, умений и навыков в разных видах художественно-творческой деятельности. Это помогает определить содержание, цель профессионального обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущему учителю технологии. 

Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у будущих педагогов стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с творчеством, интересов к искусству, потребностей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстетических убеждений. 

Важнейшей содержательной стороной образования в области технологии является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности. [4 стр.83.] 

Задачи эстетического воспитания на уроках труда решаются в основном не словесными методами. Тщательная отделка школьниками изделий, приобщение на практике к технической эстетике, современному дизайну и традиционным народным художественным ремеслам, прикладному искусству — все это вызывает у учащихся эстетические переживания, пробуждает чувство прекрасного, воспитывает художественный вкус. Не секрет, что мотивация детей к образовательной области технологии снижается.

Многие традиционные объекты труда не вызывают у них интереса. Современному подростку, живущему среди товарного изобилия нелегко объяснить необходимость изготовления своими руками предметов, которые можно купить в любом магазине. Поэтому сейчас большинство современных педагогов, в том числе и учителя технологии, стремятся предложить в качестве объектов труда художественно прикладное изделие. Художественное оформление изделия, владение элементарными основами дизайна требуется и при выполнении творческих проектов, большое значение которым отводится их реализации в процессе самостоятельной работы.

Приобщение учащихся к художественному проектированию позволяет сформировать у будущих учителей технологии реальный опыт творческой деятельности, значение которого для эстетического развития трудно переоценить. Эстетические чувства, художественная культура и творческие способности будущих учителей технологии необходимо развивать и формулировать непосредственно в процессе выполнения изделия. [2 стр.76.] 

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. 

Активная работа детей и подростков на занятиях технологии открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности на занятиях должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее. 

Список используемой литературы.
1. Гессен СИ. О трудовой школе. //Школа и производство. - 1999. - № 4, с. 17
2. Ельников Д.А., Ханин М.Б.Эстетическое воспитание школьников в процессе трудового обучения: Пособие для учителей труда. - М.: Просвещение, 1979. - 112 с.
3. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. - 352 с
4. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: Кн. Для учителя: Из опыта работы. 2 –е изд., доп., и испр., М.: Посвящение, 1989. -159с.
5. Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов / Научн. Редактор И.В. Павлов, И.И. Павлова, - Москва – Чебоксары: Изд – во НАНИ ЧР, 2002 – 336 с.
Мельник Елена Владимировна26.01.2014 14370 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar