РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психическое напряжение в деятельности учителя

Психическое напряжение в деятельности учителя

В связи с введением новых стандартов в образовании вновь встает вопрос о повышении роли учителя в современном обществе. Цели совершенствования обучения и воспитания были бы достигнуты быстрее и успешнее, если работа над их осуществлением будет опираться на реальное знание закономерностей, по которым происходит развитие психики человека и идет формирование его деятельности. 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 

 Современная тенденция развития наук о человеке и управлении его поведением определяется рассмотрением человеческой индивидуальности как целостной системы, складывающейся из множества индивидуальных свойств различного уровня. В конкретных исследованиях по психологическому анализу профессий психология труда опирается на основные теоретические положения о подходах к изучению психологических структур личности и деятельности, разработанных ведущими психологами. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 

В социальной психологии преобладает интериндивидуальный подход, при котором структура свойств выводится из структуры взаимодействия индивида с другими людьми и социально целым, к которым он принадлежит. При одном из подходов к личности, в его основу кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения, ее опросредований и порождаемых ею форм психического отражения. 

Такой подход с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. В исследовании личности надо исходить из развития деятельности, ее конкретных форм и тех связей, в которых они вступают друг с другом, таким образом направление исследования и обращения от содержания и связей деятельностей к тому, как и другие процессы их реализуют, делают их возможными. Личность не просто реализует себя в деятельности, но реализует определенным образом, в соответствии с общими жизненными ценностями. Соответственно она развивается в той деятельности, которая им отвечает. Функции осуществления деятельности, изменение позиции личности по ходу ее осуществления – таковы важнейшие особенности личности как субъекта деятельности. Только двигаясь от специфических особенностей деятельности индивидуума, можно выделить социально-конкретные черты личности и предсказать систему их поступков. 

В современной психологии деятельность понимается как динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которого происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте и осуществление опосредованных психическим образом отношений субъекта в предмете деятельности. Что такое человеческая жизнь? Это есть совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ: вместе с тем в деятельности совершенствуется переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны деятельность выступает как процесс, в котором осуществляется взаимопереход между полюсами субъективной объективности. 

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется; операции, обеспечивающие исполнение имеющихся средств и условия для достижения необходимого результата. Как показали исследования отечественных психологов (А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М.Теплова), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. 

Вместе с тем, проведённые исследования А.Н. Леонтьева, П.Я, Гальперина, Д.Б. Эльконина обнаружили, что на основе внутренней материальной деятельности, путем последовательных изменений и сокращений формируется внутренняя идеальная деятельность, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. Основной, конструирующей характеристикой деятельности является ее предметность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которые осуществляются в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не могут. 

Предметность деятельности порождает не только предмет характерных образов, но и предметность потребностей, эмоций и чувств. При всем своем своеобразии деятельности человека индивида представляют собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще отсутствует. В обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но и само общество производит деятельность образующих его индивидов. Через общественные отношения вскрывается связь субъекта с деятельностью и отношение субъекта с другими субъектами. 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая профессиональная деятельность всегда организованна, имеет структуру, взаимосвязь элементов. В зависимости от целей. Объекта и орудий труда каждая профессия предъявляет к деятелю определенные требования в области знаний, умений, навыков, мастерства. Каждая профессия требует от ее представителя последовательности действий, распределения внимания, волевого напряжения, преодоления трудностей, своеобразных свойств личности, характера, специфических способностей, определенного к себе отношения. Психологическая структура деятельности человека, присущая конкретным ее видам, требует во всем многообразия взаимоотношений с предметами, средствами, продуктами труда и людьми, с целым рядом специфических и неспецифических явлений, возникающих в процессе труда, раскрывается психологическим анализом профессии. Он выявляет состав и организацию психических процессов, активируемых конкретными видами трудовой деятельности, и определяет факторы, влияющие на психологию работающего человека. 

Главные особенности профессионально-педагогической деятельности состоят в специфике «объекта» и «орудий труда» учителя. Объект деятельности – личность ребенка, продукты его деятельности материализуются в психическом облике другого человека – в его знаниях, усилиях и навыках, в чертах его воли и характера. Объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом этой деятельности. 

Успех педагогической деятельности зависит не только от отношения педагога к детям, но и от отношения детей к нему, то есть от взаимоотношений детей и педагога. Если нравственный облик учителя и характер его деятельности не отвечают представлениям обучающихся о том, каким должен быть учитель и как он должен поступить, дети не только сопротивляются его воздействию, но и вступают с ним в конфликт. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике – особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера. 

Своеобразными являются и «орудия труда» учителя. Это не только знания, которые он должен сообщить, но и виды деятельности, в которые он должен включать учащихся, вызывая с их стороны «встречное движение»: интерес к предлагаемым видам деятельности, внимание к их содержанию, трудолюбие, прилежание, творчество, инициативу в преодолении трудностей.

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Главными компонентами в структуре педагогической деятельности являются: конструктивная, организаторская и коммуникативная области. Конструктивная деятельность – это деятельность учителя, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием планов. Это то основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность педагога. Учитель опирается на учебный план, программы, учебники, методические пособия и руководства, но то, к чему он прикасается, должно преобразовываться заново под влияние тез задач, которые он перед собой ставит, работая с данными конкретными детьми, в данной конкретной обстановке. 

Организация воспитательного процесса в целом и каждого урока конкретно начинаются с их планирования, то есть с проектировочной конструкторской деятельности учителя. Характер конструктивной деятельности меняется по мере овладения педагогическим мастерством. До того, как учитель начинает деятельность, он продумывает содержание и способ действия, проектирует последовательность ее этапов. Если неясно, что делать и как делать, то это затрудняет деятельность педагога, что вызывает его психическое напряжение, прежде всего. 

Конструктивная деятельность учителя включает проектировку следующих уровней: 

  1. Создание будущей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий); 
  2. Системы и последовательности собственных действий; 
  3. Системы и последовательности деятельности учащихся (коллектива в целом, отдельных групп в нем и конкретных учащихся в зависимости от их особенностей). 

Было бы неверно конструктивную деятельность учителя относить только к учебному процессу. Целенаправленное воспитание также предполагает умение предвидеть возможные затруднения учащихся пр выполнении поручения и соответствующее направление деятельности: чуткое восприятие реакции учащихся на педагогическое воздействие на них. Таким образом, конструктивная деятельность необходима во всем учебно-воспитательном процессе и является условием его высокой результативности, что снижает напряжение в деятельности педагога во много раз. 

Организаторская деятельность – это деятельность, которая на практике является реализацией проектов учителя и условием более целенаправленного и реального проектирования. 

В деятельности каждого учителя каждое его педагогическое действие носит организаторский характер. Эта деятельность носит три главных аспекта: 

  1. Организация своего изложения (рассказ, беседа, лекция); 
  2. Организация своего поведения (педагогическое движение в реальных условиях деятельности); 
  3. Организация деятельности детей (коллективный, групповой, индивидуальный), их действий и поступков в такой системе и последовательности, которая позволяет учителю осуществить ближайшие и конечные цели деятельности. 

Успех педагогической деятельности зависит от того, как учитель умеет сочетать эти аспекты в своей работе. Коммуникативная деятельность – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на понимание их друг другом. Во взаимоотношениях их друг с другом образуется стереотип: положительный или отрицательный. Этот стереотип отношений динамичный. Недостаточное владение коммуникативной деятельностью является одной из наиболее частых причин затруднений учителей. Каждая из областей педагогической деятельности сложна и имеет определённую структуру. Каждый из аспектов деятельности связан с другими, требует от учителя большего или меньшего внимания и напряжения, зависимости от уровня подготовленности и мастерства. Структура деятельности учителя динамична: она изменяется по мере овладения мастерством, формирования педагогических способностей и стажа работы. 

Профессионально-педагогическая деятельность требует от учителя определенной системы и последовательности действий, определенной логики и напряжения. Одним каким-то аспектам учитель уделяет больше внимания, другим – меньше, одни вызывают у него большие трудности, другие – меньшие. По мере овладения педагогическим мастерством какие-то трудности преодолеваются в первую очередь, а какие-то потом. Характер напряжения учителя меняется. 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 

Стиль деятельности – один из способов саморегуляции поведения, обусловленный объективно заданными внешними и внутренними условиями и направленный на объективно оптимальный и субъективно удобный режим деятельности. Стиль деятельности – это одна из психологических систем перехода от физических и психических потенциалов к особенностям осуществления деятельности при заданных условиях. Проблема индивидуального стиля – это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального уравновешивания субъекта с общими требованиями. Человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. 

В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Под индивидуальным стилем работы учителя понимается конкретная система способов педагогической деятельности, обусловленная стойкими личными качествами и складывающаяся при активном положительном отношении личности к труду. Индивидуальный стиль деятельности образуется путем выбора человеком наиболее подходящих для него вариантов из ряда возможных альтернатив. 

ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Одним из основных параметров деятельности личности, через который выражается ее индивидуальный стиль, является степень психического напряжения, образующегося при стремлении индивида преодолеть трудности и препятствия на пути осуществления деятельности. Положительное овладение педагогическим мастерством происходит в процессе преодоления трудностей педагогической деятельности и изучения ее объекта. При этом задачи, с которыми приходится справляться, являются неодинаковыми по своему значению и по напряжению, которые они требуют от педагога. 

Трудность субъективного состояния напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которые вызываются внешними факторами деятельности и зависят от характера самих факторов образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и от отношения к ней. В силу этого одинаковые внешние факторы могут вызвать различную степень трудности у разных людей. Трудности в педагогической деятельности возникают лишь при определенных условиях: когда учитель осознает стоящую перед ним педагогическую задачу, но не знает, как ее решить; когда результат, полученный в процессе деятельности, не удовлетворяет учителя и он ищет новое решение. 

Характер задач и способы их решения по мере овладения мастерством изменяются. По мере накопления опыта происходит реконструкция деятельности учителя, ее напряженность. Трудности не являются равноценными по содержанию, по напряжению, которые они вызывают, а также по их мобильности. Одни аспекты деятельности у всех групп учителей вызывают наименьшие трудности (методические упражнения, рассказы, лекции), другие (воспитательные или проверка тетрадей) независимо от уровня мастерства или стажа работы, вызывают у всех наибольшие трудности. Проверка тетрадей вызывает у педагога трудности только вследствие того, что она отнимает много времени. Недостаток времени составляет самую большую трудность. Сама по себе работа учителя требует много времени не только во время учебных занятий, но до и после них: подготовка к урокам, проверка тетрадей, проведение внеклассной работы. Кроме того, учителя подчас непомерно загружают, расширяя круг его обязанностей, причем совсем никому не нужных. 

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Причины трудностей условно можно разделить на четыре группы:

  1. Объективные, непосредственно связанное с производственной деятельностью, не зависящее от учителя (недостаточное внимание родителей к воспитанию детей, большое количество детей в классе, отсутствие хороших учебных пособий, наличие в классе трудных подростков, большая педагогическая нагрузка учителя, его большая загруженность общественной работой, плохое материальное оснащение кабинета, недостаточная помощь со стороны администрации). 
  2. Объективные, связанные с условиями жизни и быта учителя (наличие большой семьи, маленького ребенка, плохие квартирные условия). 
  3. Субъективно-объективные, которые коренятся в самом учителе, но зависят не только от него (недостаток опыта, педагогической, методической и теоретической подготовки, отсутствие коллектива в учебной группе). 
  4. Субъективные, такие как случайность выбора профессии, слабость воли и характера. В процессе овладения педагогическим мастерством происходят интенсивные изменения в личности педагога: приобретаются знания и умения, ликвидируются недостатки теоретической, методической и педагогической подготовки, формируется интерес к профессии и даже общие причины, связанные с семейной жизнью учителя и его бытом, обычно перестают так остро ощущаться, как в первые годы. 

Основные причины трудностей учителя видят в общих условиях деятельности. Напряженность во взаимоотношениях с учащимися подчас возникает именно вследствие недостатков организации педагогической деятельности и перегрузки учителя. О напряженности в работе учителя, его занятости свидетельствует тот факт, что время анализа работы и для самообразования у него остается очень мало. А это сильно снижает удовлетворенность учителя своим трудом. Характер трудностей по мере овладения педагогическим мастерством изменяется. Прежде всего, преодолеваются трудности в области преподавания. К началу самостоятельной работы учитель является обычно наиболее подготовленным. 

Одновременно с совершенствованием навыков и умений в области преподавания очень интенсивно идет процесс формирования навыков и умений в установлении правильных взаимоотношений с детьми, воспитании сознательной дисциплины и в организации детского коллектива, овладении мастерством в решении педагогических задач, что позволяет учителю сосредоточиться на самом трудном в профессии. Самым трудным в педагогической деятельности является: умение вызвать активность ученика, предотвратить или преодолеть его сопротивление педагогическому воздействию. 

Также трудным для формирования является умение бороться с отрицательными качествами учащихся, такими как невнимательность, неусидчивости, неуверенность в своих силах, замедленный темп усвоения и выполнения заданий, непонимание значения той или иной деятельности для себя и своего будущего, умение формировать положительные мотивы деятельности. Преодоление трудностей деятельности и овладение педагогическим мастерством происходит в процессе изучения психологии учащихся и устранении субъективных причин, обуславливающих трудности в деятельности, расширения и углубления знаний, формирование педагогических навыков и умений. По мере преодоления трудностей и овладения педагогическим мастерством происходит перераспределение времени, затрачиваемого учителем на различные аспекты деятельности. 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА 

Еще Б.М. Теплов писал, что не существует простого параллелизма между свойствами нервной системы и характером поведения. «Свойства нервной системы накладывают глубокий отпечаток на все поведение человека. Но в чем именно выражается этот отпечаток – этого нельзя вывести из простого переноса слов «сила» - «слабость», «возбудимость» - «тормозность», «подвижность» - «инертность» с характеристики физиологических процессов на характеристики поведения ». Принципиально неверной является мысль, что подвижность нервных процессов и другие свойства нервной системы являются наиболее несомыми факторами среди тех, которые определяют своеобразие деятельности учителя. Поэтому индивидуальное своеобразие способов работы будет, прежде всего, определяться историей личности учителя, его культуры. При этом фактор общетипологических свойств могут иметь значение, но не первоочередной важности. Так в работе выдающихся учителей нежелательные проявления типа бывают хорошо скомпенсированы. 

Будет грубейшей ошибкой игнорировать типологические различия, если мы хотим у данного человека снизить психическое напряжение. Неверно считать, будто профессия «требует» от человека комплекса каких-то качеств. Дело в том, что комплекс требований возникает и устанавливается в процессе взаимоотношения конкретных субъектов и объектов, поэтому невозможно указать требование к человеку вообще или до определения стойкой индивидуальности конкретного человека, к которым предполагается предъявить те или иные требования. Поведение и индивидуальный стиль складывается не под роковым влиянием природных форм реагирования, а как эффект одновременного действия многих внутренних и внешних факторов. Поэтому в сложной деятельности учителя внутри определенной типологической группы имеется много уникальных вариантов оптимального уравновешивания с внешними требованиями, но нет единого типового синдрома приемов и способов.

Тихонова Надежда Владимировна01.02.2014 34910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar