РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Здоровье – это главное жизненное благо»
Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт)


Бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества является здоровье. За последние годы наблюдается катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. 

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. 

Отсюда возникают основные задачи:
  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; 
  • снижение уровня заболеваемости учащихся; 
  • сохранение работоспособности на уроках; 
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни 
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы. 

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения). 

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. 

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:
  • направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; 
  • опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации); 
  • приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных дос-тижений; 
  • достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся. 
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направ-лением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Орлова Ольга Анатольевна26.01.2014 12490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar