РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков целеполагания у учащихся на уроках математики

Формирование навыков целеполагания у учащихся на уроках математики

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. (определение из Викепедии).

Применительно к образованию – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.[1]

В структуре традиционного урока тап целеполагания так же занимает ведущее место, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. [2]

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Кроме того, способность к успешному целеполаганию в учебной деятельности лежат в основе способности к целеполаганию в деятельности профессиональной, формируя активную личность, умеющую самостоятельно намечать свои цели и создавать условия их реализации.

В своей статье я е остановилась на основных моментах формирования навыков целеполагания, которые были наиболее эффективны в моей педагогической практике.

На первоначальном этапе необходимо помочь ученику осознать смысл учебной задачи и принять ее как лично для него значимую, приблизить реальные жизненные ориентиры к целям, декларируемым в учебной программе по математике.

В начале обучения математики необходимо показать личностный смысл её изучения вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени. Обозримый период времени можно определять в соответствии с видом их ведущей деятельности в определённом возрасте. Например, с 14 лет ведущей деятельностью становиться учебно-профессиональная. Показать смысл изучения математики можно с помощью мини-проектов «Математика в моей будущей профессии», в которых подростки формулируют индивидуальные цели для изучения предмета.

На основе анализа разработанных мини-проектов я корректирую рабочую программу.

При этом учитываю уровень знаний и опыта учащихся, определяю доступность и направленность работы на активную мыслительную деятельность. Так как все приемы строятся на диалоге, формирую и выстраиваю цепочку вопросов. Разрабатываю специальные текстовые задачи, применяя фрагменты социальной реальности, так как сами по себе изучаемые в школьной математике понятия абстрактны и допускают весьма широкий класс ситуаций для использования в задачах. Это способствует получению опыта применения математики к решению практических задач.

Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных опорных слов, означающих начало данных фраз. Для формулировки целей учащиеся используют глаголы, обозначающие целевые действия и позволяющие однозначно определять достижения целей.(изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

Постепенно учащиеся переходят полностью к самостоятельному формулированию целей урока. Процесс целеполагания создает у учащихся внутреннюю установку и самоустановку на достижение целей, которые в свою очередь обеспечивают готовность к усвоению знаний. Эта установка действует в течение всего урока и резко стимулирует плодотворную учебную деятельность детей на остальных его этапах. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память и соответственно развивает их.

Для этого я моделирую возможные проблемные ситуации на основе несложных профессиональных задач. Кроме того проблемную ситуацию можно создать заранее в процессе выполнения домашнего задания.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели записываю на доске, что привлекает к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Так же на доске записываются и задачи. Фиксация целей и задач позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

Целеполагание является важным компонентом учебной деятельности, способствующим развитию субъектной позиции. Осознанная цель достигается активнее и быстрее, а результат оказывается более высоким и качественным.

Источники информации
1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке

Шитоева Татьяна Германовна28.01.2014 21551 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за статью. Взгляд на постановку целей достаточно профессиональный. Особенно интересен подход в создании " специальных текстовых задач" с применением фрагментов "социальной реальности". Уверена, что результаты обучения будут достаточно хорошими. Удачи вам!
avatar