РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные приёмы индивидуализации обучения, направленные на развитие исследовательских способностей личности в свете требований ФГОС НОО

Современные приёмы индивидуализации обучения, направленные на развитие исследовательских способностей личности в свете требований ФГОС НОО Ирина Борисовна Тертица
МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края 

В настоящее время важнейшей задачей образования в начальной школе является формирование предметных и универ-сальных способов действий, воспитание умения учиться у каждого отдельно взятого ребёнка. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В рамках поставленной задачи встаёт вопрос, каким требованиям должен отвечать педагог современной школы? 

Новые принципы образования требуют от каждого учителя овладения и применения современных педагогических технологий и новых методов обучения. И я не исключение, на своих уроках использую только современные образовательные технологии (деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ – техно-логии) ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного). 

Ставлю перед собой основную задачу в обучении: не просто вооружить учащегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. А также способствовать его саморазвитию и самоорганизации. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций), а также проектные и исследовательские формы организации обучения. Именно такое сопровождение позволяет мне работать с интересом каждого ученика, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на конкретные запросы обучающихся и на базе этого помогать разрабатывать индивидуальные образовательные программы, которые послужили бы началом создания своего образа будущего, осуще-ствлять «тьюторскую позицию педагога». «Тьютор» - в переводе с английского означает « наставник».

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников в образовательном пространстве для становления у них устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. В поле зрения тьютора находятся основные компетентности:

  • готовность к решению проблем;
  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность.
Работу по обеспечению успешности каждого отдельно взятого учащегося реализую в рамках урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.

Значимое место в моей практике занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, основанная на индивидуализации обучения.

Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться в обучении на реальные типы учеников, их индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий, определении вариантов классных и контрольных работ (по степени их трудности).

На уроке продуктивно сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Найдены оптимальные возможности сочетания фронтальной работы с классом и групповых и индивидуальных форм учебных занятий. При этом одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности, индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной так, чтобы каждый был оптимально занят на уроке

Фронтальная работа с классом (обязательная для всех учеников) сочетается с известным варьированием материала для группы наиболее успевающих, особо интересующихся тем или иным вопросом учащихся, которые более глубоко изучают мате-риал по дополнительным источникам, расширяют знания, а также с индивидуальной работой с отдельными учащимися (для восполнения пробелов или расширения и углубления знаний). Так, некоторые разделы программы группы учащихся изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, ставят различной сложности опыты по одной и той же теме, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, проводят опыты, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения, готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам.

Подобная предельная индивидуализация в условиях обычного школьного обучения возможна, и нужна. Для организации такой деятельности достаточно учесть лишь основные типы мыслительной деятельности школьников.

Именно проектная – исследовательская деятельность в полной мере позволяет выявить и развить в каждом ребёнке свою неповторимую индивидуальность. Поэтому моё педагогическое кредо звучит так: «Найти в ребёнке талант, взрастить его, оберегать и постоянно развивать». Создание проекта, является следствием проведённого исследования. Поэтому роль учителя как можно раньше определить и самое основное не «погасить» стремление детей к самообучению, активно стимулировать исследовательское поведение ребенка, предлагая ему различные исследовательские и проектные задачи. В этом и заключается тьюторская позиция педагога по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.

Тематика проектно – исследовательских работ моих учащихся разнообразна, но сегодня мы поговорим о проектах, которые использую на разных уроках первой ступени обучения.


Исследовательская работа в 1 классе, образовательная область - математика. Проект: «Число и цифра 7».

Цель данного проекта: расширение знаний учащихся в области математики, развитие ИКТ компетентности, познавательный интерес, исследовательские навыки, формирование вы-числительных навыков, умения работать в группе.
В результате, был создан информационный ресурс, который в данный момент используется учителями начальных классов на уроках математики.

Были выявлены учащиеся, владеющие компьютерными технологиями, которые и оформили мультимедийную презентацию. 


Исследовательская работа по теме: «Использование экологически чистых природных материалов в строительстве жилых домов», 1 класс

Цель: показать важность и актуальность проблемы строительства жилья в современном мире. Исследовать виды жилья на территории России. Узнать о строительстве жилья в настоящее время.

В результате: использование данного материала на уроках кубановедения, окружающего мира.


Исследовательская работа по теме: «Почему листья меняют цвет », 1 класс

Цель: исследовать годовой жизненный цикл растения. Вы-яснить, какие факторы влияют на изменение в течение четырех сезонов. Объяснить опытным путем происходящие изменения.

Результат: использование данного материала на уроках кубановедения и окружающего мира. 


Проект «Ремёсла на Кубани», 2 класс 

Цель: воспитание любви к родному краю, приобщение к культуре казачества на Кубани, расширение знаний учащихся в области кубановедения, развитие творческие способностей.

Результат: выставка поделок.


Проектно – исследовательская работа «Моя мама лучшая на свете!», 2 класс

Объединила три образовательные области: кубановедение, технологию, изобразительное искусство.

Цель проекта: воспитание любви, уважительного отноше-ния к матери, развитие творческих способностей, формирование умения проектировать.

Результатом данного проекта стало изготовление плаката «Наши мамочки» к празднику 8 марта.


Исследовательская работа по теме: «Самый важный инструмент школьника – шариковая ручка», 2 класс

Цель: установление исторически сложившихся этапов развития письменных принадлежностей от руки до шариковой ручки, выявление влияния формы, размера, массы шариковой ручки на качество письма школьников.

Результат: создание памятки по эксплуатации.


Исследовательская работа по теме: «О чём поют ракушки», 3 класс

Цель: изучение истории возникновения раковин у беспозвоночных, охарактеризовать основные виды моллюсков Чёрного моря Краснодарского края, формулирование научного обоснования явления возникновения шума в ракушках с точки зрения физики, обоснование значимости раковин моллюсков в жизни человека.

Результат: использование данного материала на уроках окружающего мира и кубановедении.


Исследовательская работа по теме: «Удивительный мир чисел», 3 класс.

Цель: изучить историю развития счёта у разных цивилизаций, как можно больше отыскать удивительных чисел, установить их свойства и закономерности, рассмотреть некоторые алгоритмы действий с числами, показать значимость чисел в жизни человечества.

Результат: использование исследования на уроках матема-тики, дополнительных занятий по предмету, во внеурочное время. 


Исследовательская работа по теме: «Изучение особенностей жизнедеятельности пауков», 4 класс

Цель: изучить отличие паукообразных от других насекомых, особенности их жизни и охоты, многообразие пауков, в том числе пауков Краснодарского края, изучить геометрические фор-мы и физические свойства паутины, показать границы использования паутины человеком.

Результат: использовании исследования на уроках окружающего мира, кубановедения, биологии. Расширение кругозора учащихся в области естествознания, а также формирование бережного отношения к природе, в частности, к природе родного края. 

Исследовательская работа по теме: «Определение качества воды в домашних условиях», 4 класс

Цель: изучить качество воды, которую мы пьём в повседневной жизни при помощи электролизёра и солемера.

Результат: использовании данных исследования в повседневной жизни.

Система работы по формированию исследовательских способностей учащихся на основе выявления индивидуальных наклонностей, интересов моих воспитанников, позволила выявить одарённых учащихся в той или иной образовательной области, а также повысить интеллектуальные способности всех учащихся класса и достичь высоких показателей на муниципальном, зональном, краевом, российском уровнях по предметным олимпиадам и в научно- исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сборник статей. – М.: МИОО, 2008. – С. 8-16.
  2. Пилипчевская И.Б., Адольф В.А. Тьюторская деятель-ность: вызовы времени и перспективы развития: монография. – Красн.гос.пед.универ.им. Астафьева, Красноярск, 2011. – 224с.
  3. Становление тьюторской позиции педагога в образовательном процессе школы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya

Тертица Ирина Борисовна01.02.2014 29830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar