РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Внимание, как известно, является одним из важнейших компонентов любой деятельности человека. Работая с детьми, можно сразу отметить, как меняется заинтересованность, включенность ребенка в деятельность, меняется его мимика, рабочая поза, выражение лица, мотивация. И подобные изменения происходят зачастую с частыми повторами. Однако, внимание характеризуется, прежде всего, как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при одновременном отключении от других.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными речевыми отклонениями (фонетика, лексика, грамматика) у многих нарушены память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

Практика в работе с детьми с общим недоразвитием речи показала, что нужно не забывать о полноценном развитии у детей познавательной сферы: внимания, мышления, восприятия, памяти воображения.

Проблема развития познавательной деятельности, возникновение трудностей овладения необходимыми знаниями у детей с общим недоразвитием речи связано с нарушением целенаправленного внимания, его устойчивостью, концентрацией и переключаемостью. Как следствие, страдает работоспособность ребенка, от которой напрямую зависит и результат образовательной деятельности старшего дошкольника.

У детей дошкольного возраста отмечают 3 основных вида внимания:

  1. Непроизвольное - возникает без усилий воли, автоматически.
  2. Произвольное - требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать то, что от него требуют взрослые.
  3. Послепроизвольное - развивается в результате осмысленной деятельности, когда у ребёнка возникает вдохновение, интерес, не требующий волевых усилий.
Здесь следует учитывать и дифференцированные, индивидуальные показатели проявления внимания в процессе деятельности ребенка. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность наблюдаются в начале выполнения задания и далее постепенно снижаются к концу деятельности. У других же максимальная концентрация внимания наступает к середине или к концу деятельности. Так же возможны периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность за все время выполнения задания.

Наряду с такими свойствами внимания, как объем, распределение и переключение, особый акцент хочется сделать на его устойчивости.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости является отвлекаемость внимания.

К вопросу поиска специальных приемов, способных исключить или снизить возможность проявления отвлекаемости у дошкольников с общим недоразвитием речи были рассмотрены следующие возможные отклонения:

  • Ребенок не выслушивает инструкцию
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители
  • Ребенок не способен удерживать внимание на определенных объектах
  • Ребенок часто переспрашивает
Для устранения вышеперечисленных отклонений были проанализированы возможности воспитателя, учителя - логопеда, как узкого специалиста, и возможность включения в комплексное решение данной проблемы родителей.

Вот несколько рекомендаций по коррекции устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитателю:

  1. Исключить посторонние отвлекающие раздражители, использовать только основные стимулы, в том числе и дозированную наглядность.
  2. Наблюдать за детьми с целью вовремя обнаружить признаки утомления; при их появлении обеспечить смену деятельности чередуя физическую и умственную работу.
  3. В совместной деятельности использовать пальчиковую гимнастику, физминутки, динамические паузы.
  4. Использовать нетрадиционные формы работы (рисование пальцами, использование бросового материала и т.д.)
  5. Повышать мотивацию ребенка, используя игровое общение, поощрение похвалу иногда соревновательный момент.
Учителю – логопеду:
  1. Формировать у ребенка умение перед началом деятельности продумывать и проговаривать план предстоящей работы, а далее придерживаться его.
  2. В совместной деятельности использовать только основные стимулы, которые необходимы только для решения конкретной задачи. Исключить посторонние раздражители: шум резкие звуки громкая музыка, запахи и т.д.
  3. При появлении первых признаков усталости или утомления необходимо обеспечить смену деятельности, чередуя физическую и умственную нагрузку.
  4. Дозировать нагрузку, предотвращая мышечное и умственное переутомление.
  5. Дополнительно мотивировать, стимулировать ребенка к выполнению задания, ограничив время ребенка в процессе деятельности (соревновательный момент, звуковой сигнал, песочные часы и т.д.)
  6. Включать в развивающий процесс элементы психогимнастики, упражнения для активации познавательных процессов.
  7. Использовать яркий, необычный, новый наглядный материал, натуральные предметы для игровых моментов и показа.
Родителям:
  1. Вовлекать ребенка в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны.
  2. Учитывать, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
  3. Дома желательно организовать для ребенка рабочую зону, убрав из поля зрения отвлекающие внимание предметы.
  4. Помните, что ребенку необходима устойчивость его домашнего мира. Причем устойчивость должна быть как в пространственных характеристиках (все предметы находятся на своем месте), так и во временных (после ужина – игра, после прогулки – просмотр мультфильма)
  5. Четко ставить, формулировать перед ребенком задачу, цель.
  6. Добиваться от ребенка выполнения указания взрослого, возможно ограничив его во времени.

Список использованной литературы
  1. Внимание и память. – М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. – 79с.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104с.
  3. Гаркуша Ю.Ф, Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2006.
  4. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104с. 
  5. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8. С.58-65.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.